Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Минни и Московиц", "Женщина под влиянием", "Убийство китайского букмекера", реж. Джон Кассаветис

О том, что ретроспектива Кассаветиса-отца - главное событие Московского кинофестиваля, говорили с самого начала. Потом журнал "Афиша", главный наш, прости, Господи, "авторитет", разродился таким анонсом, что хочешь-не хочешь, а надо бежать, задрав штаны, смотреть Кассаветиса: он у них и выше "новой волны", и предтеча всего современного авторского кино, перед которым Альмадовар или Аллен - "всего лишь талантливые просветители", и прочая и прочая. Главная же "фишка", что Кассаветиса в России практически не знают.

На самом деле "неизвестность" Кассаветиса тоже несколько преувеличена, и надо думать, не без рекламного умысла. Анонс, правда, "честно" упоминает, что "Тени", дебют Кассаветиса в кино, когда-то показывались по телевизору, но не "на самом закате перестройки", как сообщает всеведущая "Афиша", а значительно позднее, осенью 1994 года, в рамках беспрецедентного (кто застал - не забудет никогда) телефестиваля к 100-летию мирового кино (я бы это назвал так, потому что проект длился весь 1994 и 1995 год, а остаточные явления, но уже под рекламными марками тогдашних финансовых пирамид, имели места еще года два после). А "Глория" не просто "шла в советском прокате" (кто его помнит, "советский" прокат, да еще "Глорию" в нем?), но совсем недавно, каких-то пару месяцев назад, демонстрировалась по ТВ, по самому что ни на есть Первому каналу. Ну да ладно, суть не в этом - кто-то видел, кто-то не видел, а в целом Кассаветиса действительно мало кто смотрел, в кинотеатре уж точно. Я-то помню, что "Тени", которые тогда, в 1994-м, расписывали как революцию в мировом кино (как же - весь фильм на импровизации, без сценария, в реальных декорациях), не произвели на меня никакого впечатления (допустим, я тогда был "маленький", хотя не такой уж и маленький, полюбились же мне тогда и Рауль Руис с "Островом сокровищ", и Ромер с Шабролем, и много чего еще), а недавно просмотренная по телевизору "Глория" оставила просто в недоумении, что же в этом фильме столь именитого мастера такого невероятно и немыслимо гениального. Но стадное чувство всегда сильнее доводов разума. Я пошел на "Минни и Московиц". Без билета, потому что их надо было добывать заранее, но меня пустили. Честно отсидел больше двух часов, от начала до конца. Смотрел на жуткого Сеймура Касселя с уродливыми усищами и толстомордую Джину Роулендз (жену и главную актрису режиссера), как он играет хиппаря-парковщика, а она - музейную служащую с несложившейся личной жизнь, и как они постоянно попадают в неприятности из-за его несдержаности, но в конце все-таки женятся. За два с лишним часа было действительно несколько забавных моментов, пара ярких фраз, но когда после сеанса я поделился сомнениями со знающими людьми, знающие люди мне объяснили, что "Минни и Московиц" хотя и шедевр тоже, как все фильмы Кассаветиса, но все-таки самая неровная из его картин. Знающим людям я по собственной слабости обычно доверяю, потому остался на следующий фильм - "Женщины под влиянием". Там Джина Роулендс играла домохозяйку, которая отправляет детей к матери, чтобы провести ночь наедине с мужем (а его играет Питер Фальк, кстати, тоже постоянный актер Кассаветиса), а мужа вызывают на аварию дамбы и женщина, оставшись одна, цепляет в баре незнакомого мужика, приглашает домой и проводит с ним ночь. Гостя она успевает выпроводить до возвращения мужа, но муж все равно приходит такой усталый после ночной смены, что сразу заваливается спать, да не успевает выспаться, потому что мать вопреки договоренности привозит обратно детей. Все это происходит в первый час фильма. Остальные полтора я, каюсь, досматривать не стал, подумал, что достаточно - дальше героиня должна попадать в психлечебницу, это я знал из аннотации. И вообще решил, что проникнуться величием Кассаветиса мне не светит. Однако - вот как все-таки интересно устроено - на следующий день пошел еще на один его фильм, "Убийство китайского букмекера". Уж это, как мне сказали, самое оно, одна из вершин. Сижу, на ступеньках скрючившись (мест свободных нет, да и на ступеньках все занято), смотрю "великое". Все строго по синопсису, к тому же чем-то напоминает совсем свеженькие "Сказки стриптиз-клуба" Абеля Феррары: директор ночного заведения для мужчин Космо Вителли (Бен Газзара) проиграл все деньги, задолжал мафии и чтобы рассчитаться по "кредиту" должен убить, как ясно уже и не из аннотации, а прямо-таки из названия, китайского букмекера. Ну он идет и натурально убивает китайского букмекера, а заодно его семью. Потом, естественно, оказывается, что мафия его подставила. Он возвращается в клуб, где "шоу должно продолжаться". Вот, думаю, пересказанная в аннотации завязка есть, дальше будет что-то интересное, потому что в синопсисе написано: Космо, согласившись на условия бандитов, "ввязывается в еще более неприятную историю". Нет, я понимаю, что не следует ждатькаких-то захватывающих погонь, "мочилова", гомерически смешных диалогов - я, может, и тупой, но не до такой степени и догадываюсь, куда пришел. Но когда двухчасовой фильм закончился буквально тем же, чем краткий, на один абзац, пересказ сюжета - я просто выпал в осадок. Не собственно от фильма - видел я, слава Богу, разные фильмы - а от того, что не дано, ну вот не дано и все осознать мне величие Джона Кассаветиса. А ведь все кругом в восторге, разочарованных нет! Стал читать про Кассаветиса еще - раз все говорят, что он был гений, значит так и есть, надо только вникнуть и понять, где и в чем. Прочитал, что он велик не только как режиссер, но и как актер - играл, в частности, мужа Розмари у Романа Поланского. Я очень люблю Поланского и в частности "Ребенка Розмари", смотрел его не раз и не два, но чтобы меня потрясла какой-то сумасшедшей глубиной роль мужа героини - никогда бы не сказал. Видимо, безнадежный случай, надо мне завязывать с попытками постичь подлинно великое искусство, переходить обратно на "талантливых просветителей" в лице Альмадовара и Аллена, а лучше уж сразу на "Секс в большом городе", а то он уж вон как идет вовсю в широком прокате, а я как-то стараюсь необразованность свою восполнить, да только время зря трачу.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments