Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Под крышами Парижа" реж. Хинер Салим (30-й ММКФ)

Не только в советском кино были "короли эпизода". Мишель Пикколли, конечно, играл и главные роли - но так сразу не вспомнишь, где именно (мне приходит на ум только "Чудовищная декада" Клода Шаброля - и то если я ничего не путаю). Зато маленькие роли всплывают сразу - от тех, что он сыграл в последних фильмах Бунюэля, до совсем недавнего сборника "У каждого свое кино", где Пикколи очень смешно и похоже перевоплотился в Хрущева. фильм "Под крышами Парижа" целиком выстроен на Пикколли. Здесь он играет старость в ее последней стадии. Это вроде бы легко и многие крупные актеры уже играли подобное. Но если, к примеру, персонаж Питера О'Тула в "Венере" пускает слюни (чуть ли не в буквальном смысле) на упругую молоденькую девочку, то герой Пикколли на достоинства и недостатки собственного и чужого телосложения смотрит отстраненно-философски. Этот старик снимает комнату в чужой квартире, хозяин которой ждет не дождется, пока жилплощадь освободится. Единственному сыну некогда наносить визиты. Любимое кафе закрылось. Друг уехал. Осталась старая приятельница (Милен Демонжо), но у нее собственная 93-летняя мама. Еще бывшая подружка умершего от передозировки наркотиков соседа. "Под крышами Парижа" - кино почти без слов, медленное, но, как ни странно, не пустое. Оно не просто об одинокой старости - это было бы уже пошло. Оно о сопротивляемости смерти даже у тех, кому, казалось бы, жить совершенно незачем. И о том, что каждому отпущен свой срок. Умерший наркоман-сосед был намного моложе главного героя - но не пережил его. А 93-летняя мать его приятельницы, жалующаяся, что ей не дожить до 100, и мечтающая "вернуться домой, в Бразилию", хотя на самом деле француженка и в Бразилии не бывала - пережила. Другое дело, что зацепиться за кого-то на этом свете каждый все-таки старается: молодая девушка находит нового ухажера, приятельница сидит с мамашей-маразматичкой. А дедуля умирает в холодной конуре - приятельница обещала купить ему в подарок радиатор, но не успела. У Юрия Олеши есть рассказ "Альдебаран" про старика Богемского, который уговорил девушку Катю пойти с ним в кино в том случае, если на небе не будет звезд, и ему повезло - всю ночь лил дождь, но Катя не пришла, потому что гуляла с молодым парнем Сашей, а когда старик Богемский стал им выговаривать за то, что обманули его, те удивились: они же видели звезды. В фильме Салима, кстати, тоже то и дело идет дождь, ливень с грозой, а под конец еще и выпадает снег. Финал несколько портит появление символизирующей отлетевшую душу героя вороны - какой-то излишне прямолинейный и неуместный образ. Зато замечательно показан быт персонажей - под красивыми крышами Парижа, за его чистыми нарядными стенами - квартиры-развалюхи, похожие на советские коммуналки, ничего апокалиптического, уродливого, просто бедность, убожество - но самое обычное убожество, к которому привыкают.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments