Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Чеховские мотивы" реж. Кира Муратова

Шесть лет назад я пришел к двенадцати часам на "Сову" Синдо в "Пушкинский" в рамках ММКФ (это было еще до пожара в "Манеже"), но ее сильно задержали из-за того, что предыдущий показ начался с большим опозданием. А перед "Совой" в десять утра как раз стояли "Чеховские мотивы", и в результате я, на дух не перенося Муратову и совершенно не собираясь на нее идти, посмотрел тогда половину этого фильма. Время от времени, конечно, засыпая, но все-таки. "Сова" на том фестивале получила приз за лучшую женскую роль, "Чеховским мотивам" не дали ничего, и позднее даже тогдашний главный отборщик ММКФ Кирилл Эмильевич Разлогов говорил, что "Чеховские мотивы" - один из неудачных фильмов Муратовой. После этого Муратова сняла "Настройщика" и "Два в одном", которые перевернули мое отношение к ней но не к ее прежним фильмам: работы и перестроечного, и более раннего советского периода мне столь же отвратительны. И "Чеховские мотивы", как оказалось, тоже. Хотя, казалось бы, именно в них Муратовой больше, чем в любой другой ее картине, здесь она собственный стиль довела до абсурда - ну или до совершенства, как посмотреть. Повтор персонажами одной и той же фразы с варьирущимися интонациями - ее фирменная "фишка", но нигде одна фраза не повторялась десять раз, как в "Чеховских мотивах" - "Я тебе говорю, хоть свитер ему купи..." Нигде больше не было такой бессмысленно длинной сцены, как эпизод венчания в "Чеховских мотивах". А главное - собственно "чеховских" мотивов в фильме нет совсем. Есть отдельные надерганные фразы, обрывки сюжета, в том числе из злосчастной "Татьяны Репиной", которую сначала извлек на свет божий Валерий Фокин - в Москве его спектакль играли в ТЮЗе и артисты бегали туда-сюда между зрителями, сидящими на установленных прямо на сцене вращающихся креслах. Кира Муратова воспроизводит церковный брачный обряд, в который вклиниваются посторонние события, реплики и звуки: смех каких-то явно обкуренных подростков, стоны якобы явившегося призрака покончившей с собой невесты, замечания родственников и друзей (конечно, Нина Русланова играет свою эпизодическую роль замечательно, но, кстати говоря, отсылает своей манерой скорее к водевилю "Свадьба", чем собственно к "Татьяне Репиной" - может, это и есть "мотив"?). Я бы вообще не стал пересматривать фильм, но подумал: а вдруг после "Настройщика" и "Два в одном" (кстати, "Чеховские мотивы" ведь композиционно тоже выстроены по принципу "два в одном") я увижу что-то, чего раньше не удавалось? Нет, и теперь не получается: кто-то восхищается Муратовой (кто-то, правда, и Сокуровым восхищается, так что эти "кто-то" не показатель), но мне при всем желании не судьба разглядеть в ней ничего кроме бессмыслицы и уродства.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments