Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Крысолов" М.Цветаевой, РАТИ, курс Л.Хейфеца, реж. Рустем Фисак (фестиваль "Твой шанс")

Такие постановки, которые ругать не хочется, а хвалить особо не за что, называют "культурными". Сегодня это и для многих репертуарных спектаклей сойдет за комплимент, а уж про дипломные работы говорить нечего. Фисак - режиссер-однокурсник своих артистов (в РАТИ режиссеры обучаются вместе с актерами, только на год дольше) - грамотно прочитал лежащую на поверхности суть поэмы: мещане-бюргеры обманывают музыканта-крысолова, отказываются отдать ему в жену обещанную дочь бургомистра, и музыкант, а в его лице Музыка, Поэзия, Искусство в целом, мстит мещанству, выводит из города детей и топит. У Цветаевой средневековая легенда приобрела мистериальные черты, а месть героя превратилась в своего рода ритуал, жертвоприношение на алтарь поэзии (причем в жертву приносится дети, что для Цветаевой в поэме, написанной в начале 20-х годов, безусловно, имеет и автобиографический подтекст). Но закапываться глубже режиссер не стал. Он интересно придумал, что в спектакле будет один рассказчик, выступающий от лица героя и Флейты (в поэме Цветаевой ее музыка звучит стихом), и масса, перевоплощающаяся то в жителей Гаммельна, то в крыс, то в детей, обреченных в жертву. Вряд ли такое решение было продиктовано чем-то кроме "производственной необходимости" занять в постановке весь курс, но все-таки в нем можно увидеть и некий символический смысл: отождествление жителей Гаммельна с крысами и уничтожение младших гаммельнцев, как крыс, не дожидаясь, пока они превратятся в подобие своих родителей. Другое дело, что пафос поэмы сам по себе не так однозначен. Поэзия (в данном случае именуемая Музыкой), вообще любое творчество - прекрасно, но и опасно. Формула "Верьте музыке", впоследствие растиражированная на газетные и книжные заголовки, у Цветаевой имеет двоякое значение:

Верьте Музыке: проведет
Сквозь гранит.
Ибо Музыки - динамит -
Младше...

- поет Флейта ведомым на убой крысам. То есть, призывая верить, обманывает. Этого мотива, неявного, но важного для первоисточника (неслучайно же музыка сравнивается с динамитом, который тоже можно использовать и во благо, и во зло), в спектакле нет совсем, но, может, такая задача для студенческой постановки и ни к чему. Более существенный недостаток - что, пытаясь максимально донести до зрителя содержание поэмы (надо признать, в значительной мере это режиссеру и артистам удалось), авторы спектакля потеряли ту самую музыку цветаевского стиха, которая, собственно, и есть главный лирический герой поэмы. Тут, правда, есть и другое искушение - в "Молодце" Панкова от стиха Цветаевой не осталось вообще ничего, кроме музыки - еще одна крайность. Соединить музыку звука со значением слова - безусловно, чрезвычайно трудная задача. Но именно это, пусть не в полном объеме, могло бы вывести спектакль на уровень событийного явления. А так, разыгранный в симпатичных занавесочках с фонариками, он остался ученическим опусом.

Кроме того, "Крысовлов" обнаруживает те же проблемы, что и многие другие спектакли русской программы "Твоего шанса": очень неровный состав. В "Крысолове" есть харизматичный рассказчик, с хорошей дикцией, с пластикой - но он один такой. С девочками попроще - в основном высокие, красивые, по-разному одаренные, но, по крайней мере, фактурные. А мальчики - какие-то маленькие, страшные, или наоборот, толстые, с проблемами в речи и в движениях, кое-кто еще сгодится на комические характерные роли, но "героев" в смысле амплуа почти нет. При том что почти все студенты уже пристроены к делу, а один, Евгений Антропов, уже успел сыграть главную роль в фильме "Кремень". Там, правда, из него пытались сделать клон Сергея Бодрова, но так и не вытянули (фильм и в целом-то не вытянули). На сцене он выглядит еще более скромно и в "Крысолове" бегает в общей массе бюргеров и крыс.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments