Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Горе от ума" А.Грибоедова в "Современнике", реж. Р.Туминас

Ни об одном спектакле я столько не писал, как об этом, и ни один из поставленных в Москве за последние несколько лет, по-моему, этого не заслуживал. Посмотреть его снова я собирался сразу после первого раза, но, естественно, собрался только через полгода, и то с трудом, думая про себя, что пропускаю что-то новенькое (скажем, читку пьес Равенхилла в ЦИМе) ради уже известного. Но иногда так надо делать - идти на что-то заведомо хорошее, проверенное, что точно не разочарует. И еще мне хотелось посмотреть "Горе от ума" в другом составе. Я видел, как Скалозуба играет Берда, а Хлестову - Шальных. Сегодня Шальных играл Скалозуба, а Хлестову - Богадист. Скалозуб у Шальных тоже сладенький, но менее манерный - и не такой смешной. А вот Хлестова у него была интереснее, чем у Богадиста, этот совсем невыразительный. Несколько разочаровал и Древнов в роли Репетилова - я думал, что он будет сильнее, но Древнов как-то совсем заболтал роль, во многом так и положено, а Илья просто старается, но тут он явно перестарался. Разумеется, Александрова, хотя она и точно существует в рисунке, выстроенном режиссером, совершенно не на своем месте, а Гармаш хотя и хорош, но слишком привычен, при том, что даже в самых бранных отзывах на постановку Туминаса принято хвалить именно Гармаша-Фамусова, его перехвалили. Однако, спектакль в целом великолепен настолько, что отдельные актерские недоработки его не портят. Он в очень хорошей форме, за полгода стал чуть компактнее (теперь идет где-то два часа сорок пять минут), а из исполнителей выделяются те же, что и поначалу. В первую очередь, конечно, Евгений Павлов - юродивого Петрушку он играет гениально, вообще он как никто другой в "Современнике" - актер Туминаса. Мне рассказали, что Римас как-то обмолвился, что если бы ставил "Ричарда III", на главную роль пригласил бы Павлова - это дорогого стоит. И здесь он выступает в функции шекспировского Шута при ощущающим себя полновластным властелином Фамусове. В "Современнике" же Павлов играет всякую мелочь - Родэ в "Трех сестрах" (но и в этой крошечной рольке его нельзя не отметить), теперь вот еще Почтальона в "Шарманке". В "Горе от ума" у него тоже роль без слов - правда, по сути именно она здесь центральная, Петрушка на сцене от начала до конца, и в финале именно он примеряет оставшийся от Чацкого цилиндр, прилизывает волосы и закуривает, взгромоздившись на башню-печку, вонючую импортную сигару. Кстати, к премьере у Павлова была, если не ошибаюсь, не такая короткая стрижка, как сейчас - с недлинными волосами его Петрушка выглядит еще более диким и в то же время трогательным. Как ни странно, мне еще больше, чем в декабре, понравился Иван Стебунов в роли Чацкого, при том что Стебунов раздался в физиономии, она у него стала совсем квадратная. Но на того Чацкого, каким его придумал Туминас, Стебунов подходит идеально.

Я, кажется, могу себе объяснить, чем мне близок именно такой театр, который творит Туминас в "Горе от ума". Римас не иллюстрирует текст, не разыгрывает по ролям пьесу, сюжет которой и без того известен - он сочиняет самостоятельное произведение. И в то же время не отбрасывает текст напрочь. Так называемый "физический театр" бывает любопытным - но за живое он меня не задевает, может, потому, что я воспринимаю информацию прежде всего через слово, а уже потом через картинку или ощущение. При этом Туминас позволяет себе радикальное вмешательство в материал - то, как он поступил с третьим грибоедовским актом - невероятно смело и достойно восхищения (особенно учитывая, что отказавшись от блестящих диалогов, он не пожертвовал смыслом), но вместе с тем бессмертная классическая комедия осталась классической и комедией - только стала еще более смешной и звучит как не декларативно, а действительно бессмертная. Немудрено, что и теперь, полгода спустя, спектакль провоцирует скандалы. Сравнительно недавно, спустя месяца четыре после премьеры, одна недоебанная интеллигентсвующая лохушка, имеющая авторитет в том числе и в профессиональной среде, выдала кошмарный по идиотичности пасквиль. Про устную "рецензию" Путина говорить нечего - надо, правда, признать, что Путин - пеняя театру на то, что Чацкий у них плачет, а на самом деле он сильный человек, и сиротство его не извиняет, потому что Александр Матросов был сиротой, а ничего, на амбразуру бросился - конечно, продемонстрировал себя не с лучшей стороны и насмешил людей, но все-таки он оговорился, что, мол, не боится показаться непрофессионалом, поскольку действительно непрофессионал. Что тем не менее спровоцировало появление по горячим следам целой серии стишков, собранных здесь:

http://krocodl.livejournal.com/599231.html

Однако, между прочим, "Горе от ума" Туминаса - кажется, единственная театральная постановка, которую Путин посмотрел за последний год своего президентства. В то время как "профессиональные" критики, посещающие театры не в пример регулярнее, писали про "Горе от ума" такую хуйню, что Путин отдыхает. И продолжают писать - стало быть, и их тоже задело.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments