Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Молодость без молодости" реж. Ф.Ф.Коппола в "35 мм"

В основе фильма - повесть Мирчи Элиаде. В одной аннотации он, даже без упоминания имени, назван "малоизвестным румынским религиоведом" (честное слово, дословно цитирую!). На самом деле современные научные представления о том, что такое миф, мифология, мифотворчество - в значительной степени базируются на исследованиях Элиаде. Но кроме этого Элиаде, в отличие, скажем, от Умберто Эко, был не только крупным ученым, но еще и хорошим писателем, а не просто беллетристом-любителем. Герой, которого в фильме играет Тим Рот, в 70 лет на Пасху получает по башке удар молнии, после чего становится снова молодым, да еще вдобавок обретает невероятную память. Поскольку все это случилось в Румынии конца 30-х годов, "сверхчеловеком" заинтересовалась наука Третьего Рейха, но ученому удается сбежать в Швейцарию. Там он до поры до времени живет, пока не встречает девушку, точную копию его давно умершей неверной невесты. Девушку на счастье тоже ударило молнией, но поскольку она так и так была молода, дело ограничилось тем, что она вообразила себя жительницей древней Индии и бегло заговорила на санскрите, а потом и на древнеегипетском, и на шумерском... Герой, которого всегда интересовали вопросы происхождения человеческого языка и идеи времени, оказывается перед выбором: продолжать роман с супер-девушкой и добраться до искомой тайны ценой ее жизни (чем дальше она погружается в глубины языка, тем сильнее стареет), или оставить ее в покое, чтобы жила и растила детей, загадка пра-языка же в этом случае останется нераскрытой. Герой выбирает последнее, возвращается в Румынию и там, в Бухаресте, снова превращается в дряхлого старика, которого однажды утром находят мертвым на улице.
Удар молнии, обретение молодости, "говорение на языках" - для прозы это все условные приемы, через которые Элиаде размышляет о вещах, хорошо ему известных и понятны. В кино и молния, и внезапное омоложение, и все прочее выглядит очень конкретно - то естьнелепо. А главное - Копполе малоинтересны, да, вероятно, и не до конца понятны проблемы, которыми озабочен герой-ученый. Поэтому он цепляется за те сюжетные линии, которые ему ближе: политическую ("прогрессивный американский кинематографист не жалеет черных красок для картины удушливой атмосферы предвоенной фашистской Румынии" - как писали когда-то в советской кинокритике) и любовную. Но придать условной мелодраме подлинный лиризм невозможно, во всяком случае, Копполе это не слишком удалось. Ну невозможно соединить "Летят журавли" с "Шоссе в никуда": то и другое по отдельности - очень здорово, но "Летят журавли в никуда" - туфта полная. Для "народной драмы" в "Молодости без молодости" слишком много сложных слов и научной терминологии, для интеллектуального кино эти слова используются слишком бесконтрольно, а понятия трактуются чересчур вольно. В то время как мелодраматический сюжет зависает, лишенный необходимого для "жанрового" кино начала и конца.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments