Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Все песни только о любви" реж. Кристоф Оноре в "35 мм"

У Исмаэля (Луи Гаррель) имеется постоянная сожительница Жюли (Людивин Санье), и еще одна - Алиса. Они решают жить втроем, причем в этом треугольнике каждый занимается сексом с двумя другими, а спят они в одной постели. Жюли неожиданно умирает на выходе из ночного клуба по неустановленной причине, а с Алисой они расстаются. У Алисы есть другой парень, но с ним у нее тоже все заканчивается, а у того парня - брат-гей Эрванн. Исмаэль знакомится с Эрванном, тот в него влюбляется, поначалу невзаимно, но в итоге Исмаэль сдается.

Если ограничиться сюжетом - собственно, в общих чертах это все, и я даже не уверен, что точно и до конца разобрался, кто кем кому в этом фильме доводится (да герои и сами по ходу это плохо понимают - об этом и кино). В сущности, Оноре раз за разом как будто снимает один и тот же фильм, в котором Луи Гаррель бродит по Парижу, занимается любовью, после чего с утра пораньше выходит полуголым на балкон. От "Парижской истории" новый совместный опус Оноре и Гарреля радикально отличается только тем обстоятельством, что "Все песни только о любви" ("Les сhansons d'amour") - мюзикл в классическом смысле этого слова: говорят герои время от времени тоже, но по большей части поют премиленькие и трогательные песенки - то вместе, то поврозь, а то попеременно.

И даже для жанра, заведомо предполагающего условность и факультативность сюжета, фильм получается пустоватым и нескладным: смерть, расставание, переход героя от гетеро- к гомосексуальности ничем внешне не мотивированы, не объясняются и не комментируются. Общему впечатлению это, однако, не вредит. Тем более, что не заморачиваясь насчет принципиальных сюжетных поворотов, образы довольно подробно проработаны в деталях с точки зрения, кто где и с кем живет, чем занимается, чем увлекается: Исмаэль работает в журнале (вместе с Алисой), Эрванн - студент-бретонец, любитель Эдмунда Уайта, Эрве Гибера и, конечно, Сэлинджера (эти книги в его спальне находит Исмаэль, попав к нему впервые).

Проблема, конечно, остается: Исмаэль - гей, который до какого-то момента сам этого не осознавал, и потому был не вполне счастлив со своей девушкой, и даже с двумя девушками, а затем встретивший настоящую любовь - или его роман с Эрванном случился совсем уж от безысходности, от невозможности забыть умершую Жюли (она ему постоянно мерещится) и связать свою жизнь с какой-нибудь другой девушкой (он пробовал, но дальше одного раза дела не пошло, а с мальчиком - получилось)? В первом случае неизбежно возникает вопрос, как это такой взрослый человек (а герой Гарреля - далеко не подросток) ничего за собой не замечал, и вроде бы даже не страдал по этому поводу, а во-втором неуместным кажется приторный финал, где Исмаэль и Эрванн целуются на балконе с видом, как всегда у Оноре, на прекрасный вечерний Париж.

Отчасти эти несуразности можно объяснить зацикленностью Оноре на философии Батая, пусть даже здесь ее основной пафос вывернут наизнанку. Любовь - вдвоем, втроем, мальчика к девочке, мальчика к мальчику, девочки к девочке, на один раз, на всю жизнь - единственная противостоит смерти, и, какая бы она ни была, прекрасна, как и все песни о ней. Мысль не настолько бесспорная, как может подуматься под впечатлением от красивых песенок фильма на фоне бесконечных панорам какого-то искусственного, отчищенного, музейного Парижа - бесспорных шлягеров среди составляющих фильм "песен о любви" нет, но есть действительно очень-очень симпатичные музыкальные номера (особенно три дуэта Исмаэля и Эрванна, начиная с первого, где в куплетной форме герои ведут довольно-таки сложную дискуссию о любви вечной и мимолетной) - однако Оноре в последние годы снимает как раз об этом.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments