Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Стритрейсеры" реж. Олег Фесенко

Понятно, что хоть сколько-нибудь всерьез обсуждать качество такого рода "произведений" невозможно. Но при том, что "Стритрейсеры", конечно, полное говно (и для того, чтобы это выяснить, совсем не обязательно пялиться на экран без малого два часа), это несколько иного рода говно, чем, скажем, "Самый лучший фильм". Или даже "Дерзкие дни", с которыми, казалось бы, у "Стритрейсеров" должно быть много общего. Но даже в "Дерзких днях" есть какая-то история, пуская плохая, пуская дурно рассказанная, но история. И даже в "Самом лучшем фильме" есть какие-то шутки - тупые, несмешные, но шутки. Фесенко же в "Стритрейсерах" довел собственную "творческую" (без кавычек не скажешь) манеру до полного "совершенства", когда совершенно уже не понятно, что с кем происходит, поскольку глаз просто-напросто не может пробиться через мелкую, как в капусту порубленную, нарезку из кадров, чередующихся сверхкрупных планов и панорамных - ни те, ни другие не несут ничего содержательного, просто составляют часть какого-то визуального карнавала, от которого, видимо, сам режиссер ловит кайф. Фесенко совсем не интересуют персонажи, какими бы плоскими они ни были прописаны в сценарии - в фильме их просто нет. Есть отдельные части тела, есть их долгие ложно-многозначительные взгляды, есть массовка, из которой с трудом вычленяются индвидуальные фигуры. Шутки же у Фесенко на уровне "не видать ему дембеля, как собственных яиц" - это говорит командующий частью, где служит танкистом герой Чадова. И тут не до смеха, когда приходится задумываться, что такое у Чадова с яйцами, что он их не видит.

Еще в фильме есть машины, в более чем достаточном количестве и разноцветные.

Но то, что машины в "Стритрейсерах" интереснее людей - это до некоторой степени объяснимо. Однако для режиссера Фесенко даже нарезанный помидор сам по себе представляет больший кинематографический интерес, чем то, кто его режет, для кого и почему. Одна рэп-композиция спешит сменить другую, мелькают, сбившись в кучу, автомобили, люди и игрушечные машинки, но если клип длится от силы минуты четыре, то "Стритрейсеры" - это даже не клип, а набор однотипных клипов на похожую музыку с однообразным визуальным решением. Набор этот, как ни противно это Фесенко, должен держаться на любом, самом пунктирном сюжете. Поэтому в "Стритрейсерах" есть целых две сюжетные линии. Любовная состоит в том, что демобилизовавшийся танкист-лихач (Алексей Чадов) возвращается в родной Петербург к отцу-автомеханику (Алексей Гуськов) и младшему брату-техническому гению, там встречает дочь офицера ГИБДД Катю (Марина Александрова), лихачку и гонщицу-любительницу, недавно расставшуюся с организатором нелегальных автогонок по кличке Докер (Станислав Бондаренко) и влюбляется в нее, но Докер запоздало протестует и хочет Катю вернуть. Криминальная немногим сложнее - гонки, организованные Докером, всего лишь прикрытие для торговли наркотиками и угнанными машинами, которую осуществляет крупный чин ГИБДД, непосредственный начальник Катиного отца (Николай Чиндяйкин). Представляя поначалу конфликтующие стороны, добропорядочные гонщики и честные гибддэшники объединяют усилия по раскрытию преступной сети.

Искать в событиях, разворачивающихся на экране, какую бы то ни было логику, если не бытовую, то хотя бы художественную - пустое дело. Даже криминальная линия входит в оборот лишь на втором часу, до этого расфокусированные изображения мчащихся машинок призваны заменить отсутствие всех остальных минимально необходимых для кинофильма ингридиентов, как-то: сюжетная интрига, актерская игра и т.п. Из действующих лиц единственное человеческое - у младшего брата главного героя, влюбленного в девушку, которая влюблена в Докера, использующего ее как "запасной вариант" в надежде позднее все-таки вернуть Катю. Не знаю, что за парень этого Мишу играет, и совершенно уж не понимаю, что за манипуляции этот вундеркинд проделывает с помощью радиоуправляемых автомоделей и ноутбука (режиссер, уж конечно, сделать этот момент более доступным для восприятия не потрудился), но, по крайней мере, этот персонаж живой, остальные же - Бондаренко (этот знай только меняет наряды и прически, так что порой его трудно идентифицировать), Александрова (ну с ее скромными дарованиями и трудно было ждать чего-то большего), Чадов (быстро превратившийся из разнопланового и очень талантливого молодого актера в растиражированный типаж ушлого дембеля), Чиндяйкин, Гуськов и остальные - просто мертвые маски. Но как раз брата Мишку главный мафиози убивает - видимо, он был слишком хорош для такого фильма. Впрочем, и таким "Стритрейсерам" по скуке и тошнотворности далеко до "Самого лучшего фильма" со всеми его "шутками". Фесенко, по всей видимости, все-таки вполне искренне полагает себя большим художником и к потугам на собственный кинематографический стиль относится всерьез - это нелепо, но до того жалко, что даже отчасти трогательно. Создатели же "Самого лучшего фильма" заранее знали, что творят. Но не остановились, не усовестились.

Однако "Самому лучшему фильму" тоже недолго ходить в рекордсменах - на пятки наступает "Гитлер капут", опять-таки с участием Галустяна, а также Олейникова-Стоянова, Аней Семенович в главной женской роли и с Ксенией Собчак в образе Евы Браун.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments