Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Сорок первый" Б.Лавренева в МХТ им. А.Чехова, реж. В.Рыжаков

Лавреневская повесть - необыкновенной судьбы вещь, уникальной для литературы 20-х годов. Ее читали и экранизировали в советское время, ее и до сих пор проходят по школьной программе - мы, во всяком случае, проходили, а это было уже в середине 90-х, когда "Сорок первый" выпал из одного ряда с "Чапаевым", "Падением Даира" и "Разгромом" (точнее, "выпали" Фурманов, Фадеев и Малышкин, причем не вполне обоснованно) и оказался рядом с "Голым годом" и "Конармией". При этом в перворазрядные шедевры ее не выдвигали никогда: по стандартам "пролетарской" литературы Лавренев слишком близок к "попутчикам", для формалистов эта проза должна казаться слишком традиционной и малоинтересной. На самом деле - не совсем так. Во всяком случае в спектакле Рыжакова несложная, при всем ее романтическом трагизме, повестушка оборачивается неожиданными гранями, которых до этого не касались ни выдающиеся кинорежиссеры, успешно с ней работавшие, ни авторы учебников по литературе.

Школьную программу тут уместно вспомнить еще и потому, что в самом начале спектакля на сцену выбегают трое современных молодых людей - два парня и девушка - в джинсах и майках. И условное сценографическое решение вызывает ассоциации то ли с учебным классом (сколоченный из грубых досок помост - позднее он превратится в бот, на котором пара героев попробует переплыть Арал - в развернутом плоскостью к зрителям виде похож на классную доску, а героиня еще и пишет на ней мелом, как будто задавая тему сочинения: "Борис Лавренев. Сорок первый..." - и вместо точки ставит многоточие... - правда, еще до этого , тоже мелом, на доске будет выведена мелом мишень для стрельбы), то ли с захолустным историческим музеем, а может с красным уголком: собрание сочинений Ленина, его маленький белый бюстик, настенная карта, гильзы времен гражданской войны, вываленные из мешком сапоги и шапки... Здесь же - аккуратно сложенные, заранее приготовленные белые рубахи, в которые облачаются исполнители, перед этим стянув с себя современные майки, штаны и трусы-"боксеры". "Школьная" тема режиссером не педалируется и в урок литературы (или истории, или географии) спектакль не превращается, но она постоянно прорывается в жестах, в интонациях персонажей: иногда, желая что-то сказать, они тянут вверх руки, и один старается опередить другого; иногда декламируют отдельные фрагменты повести Лавренева, делая акцент на каждом слове (почти как у Анатолия Васильева), будто пробуя эту странную "советскую" прозу на ощупь, на вкус - ее ритм, ее интонацию, ее фонику; а когда Марютка с энтузиазмом пытается выдать одно из своих "стихотворений", а последнее строчка никак не выходит, мальчишки-хулиганы из-за "доски" ей "подсказывают": "И стал ногою на говне!" (хотя у бедной лавреневской Марютки Ленин, естественно, "стал ногою на труде" - по правде говоря, хрен редьки не слаще). Революционно-романтический пафос уходит, уходит и трагический социально исторический, которым "Сорок первый" зацепился за новое время (хотя у Лавренева он уже был, только его старались прикрывать революционным пафосом; вообще тема "разлома" исторического, проходящего через сердца конкретных людей, для него в те годы была очень важна, у Лавренева даже имеется одноименная пьеса, "Разлом", где по принципу отношения к революции раскалывается не влюбленная пара, но дружная доселе семья - пьеса, естественно, сегодня забыта). Остается наивное, почти детское (точнее сказать, подростковое - Матвеев и Сексте отыгрывают это отлично), зато сегодняшнее, актуальное восприятие сюжета и отдельных его, по сегодняшним меркам, забавных деталей: если герои повести проводят параллели с "Робинзоном Крузо", то в спектакле Рыжакова в этот момент на заднике появляется видеопроекция из "Титаника" с Ди Каприо и Кейт Уинслет; белогвардейский парус ("белеет парус одинокий" - все вспоминает, даже в горячечном бреду, герой Матвеева) оказывается парусом детского кораблика на веревочке; а в финале звучит песня Чижа. Ну, может быть, не совсем сегодняшнее, а скорее уже чуть-чуть "вчерашнее": что Чиж (которого я поначалу принял за Шевчука), что "Титаник", не говоря уж про кораблики на веревочке - это тоже ведь, в общем-то, история, увлечения подростков минувшего десятилетия.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments