Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Кшиштоф Пендерецкий в БЗК

Было время, когда музыка Пендерецкого мне казалась скучной. Но только пока я воспринимал ее как саундтрек к фильмам Сокурова, до того, когда я начал ее слушать по-настоящему. На закрытии виолончельного фестиваля памяти Ростроповича Пендерецкий сам дирижировал Concerto grosso для трех виолончелей с оркестром (солисты - Давид Герингас, Борис Андрианов и Татьяна Васильева). Сочинение мрачное, строгое, абсолютно современное, при том, что Пендерецкий, в отличие от композиторов своего и особено следующих поколений, не превращает музыку в "театр звука", где исполнение представляет собой драматическое действо, без которого сам по себе звукоряд вообще не воспринимается: у него и состав симфонического оркестра традиционный (чуть расширена группа ударных - но по нынешним меркам это даже не считается), и жанр классический, и способы звукоизвлечения те же, что были во времена Чайковского, "Анданте кантабиле" которого в переложении для пяти виолончелей в одной программе с Пендерецким воспринимается совершенно естественно. Тогда как Родион Щедрин рядом с ним просто "пропадает". Хотя программу и открывали, и закрывали его произведениями: вначале оркестр (Московской филармонии) сыграл "Слава, Слава" (в честь Ростроповича, естественно) - но это, допустим, "сочениние по случаю" и что с него взять, а в завершение - "Гамлет-балладу" и шуточное "На посошок". С "посошком" тоже все понятно. А "Гамлет-баллада" - типичный для современного музыкального академизма пример того, что не важно, что написать, а важно, как продать. Произведение совершенно невыразительное, однообразное, попросту нудное. Зато на премьере, состоявшейся несколько лет назад в Японии на музыкальном конгрессе, оно исполнялось одновременно 1067 виолончелистами под управлением Ростроповича. Конечно, при таком раскладе уже не имеет значения, что музыки, по сути, нет - зато какое зрелище: тысяча виолончелей одновременно! В БЗК, разумеется, состав был скромнее - 70 виолончелей. Но тоже выглядело эффектно. Чего не скажешь о звучании (максимум, на что годится - на саундтреки к фильмам Сокурова), хотя Давид Герингас в последнем случае и как дирижер оказался на высоте.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments