Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Джуно" реж. Джейсон Рейтман

Юный Майкл Сера (которого, в отличие от Элен Пейдж, почему-то никак не отметили, хотя его участие в "Джуно" почти так же важно) - лицо подросткового кино нового типа. Прошлогодние "СуперПерцы" были достаточно интересным опытом переосмысления традиционных схем фильмов про подростков:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/973374.html?mode=reply

Но "Джуно", конечно, эксперимент и более смелый, и более удачный, и более значительный по своим последствиям.

В классической схеме подростковой комедии или мелодрамы герои-девственники, мечтающие о первом сексуальном опыте, попадают в различные забавные переделки, а кульминацией их похождений становится школьный бал, с которым связан важнейший для романтической сюжетной линии фильма вопрос: кто с кем туда пойдет. В "Джуно" это схема вывернута наизнанку, что особенно заметно, поскольку все знаковые ее элементы в фильме присутствуют: герои - школьники, действие происходит в течение года - начинается осенью и заканчивается следующим летом, но при этом первый секс происходит в самом начале, а уже потом следует все остальное, в том числе и сомнение, кто с кем пойдет на школьный бал, что в результате оказывается совершенно неважным, а эпизод бала вообще выпадает из сюжета.

Интерес, однако, не только в чисто формальной новизне. "Джуно" - кино, абсолютно новое по принципиальному подходу к подростковой теме. Я фильмы про подростков - и комедии, и мелодрамы - смотрю сотнями, но не помню, чтобы где-то раньше персонажи-подростки были показаны, с одной стороны, столь же всерьез, как взрослые, а с другой, именно в характерных для своего возраста проявлениях. Поскольку авторы подростковых фильмов - люди все-таки довольно взрослые, для них юные персонажи обычно - сексуально озабоченные тупицы, иногда трогательные, чаще нелепые (в каких-то случаях - и то и другое). А в "Джуно" 16-летние герои не просто действуют наравне со своими родителями и людьми их поколения - они оказываются мудрее и взрослее их! Пара усыновителей будущего ребенка Джуно инфантильны настолько - особенно мужчина, сочинитель музыки к рекламе, который готов бросить жену в свои 40 или сколько там лет, не расставшись с надеждой стать рок-звездой! - что героине приходится брать инициативу в свои руки.

Вообще это поразительно: после первого секса, случившегося по инициативе девочки - мальчику не пришлось даже с кресла вставать - школьница беременеет, но родители, вместо того чтобы прийти в ужас, стараются ее поддержать, отец вместе с ней ходит к предполагаемым усыновителям будущего ребенка, мачеха, которой еще по всем канонам начиная с фольклорныхположено быть злюкой, опекает падчерицу в больнице (хотя та не всегда платила ей любовью, и, в частности, любила на досуге блевануть в ее декоративную урну), но самое поразительное, что 16-летняя парочка, после случайного залета понимающая, что друг без друга они жить не могут, ребенка все-таки запросто отдают чужой тетеньке-разведенке, а сами остаются вместе! Каждый из этих поворотов сюжета в классической подростковой комедии - повод для шутки, в мелодраме - для истерики и глубокомысленных социальных или моральных выводов (типа "какое падение нравов у современной молодежи!", "как трудно приходится до сих пор несовершеннолетним матерям!", "до чего же безответственны мужчины в любом возрасте!" и т.п.). Но "Джуно" будто нарочно уходит от любых выводов, как бы настаивая: это просто нормальная история нормальных людей с нормальными проблемами. При том, что, казалось бы, и ситуация в фильме описана ненормальная, и разрешается она совершенно "ненормально", да и сами персонажи постоянно вплоть до финала с дуэтной гитарной песенкой твердят: "нормальность не для нас"! То есть в "Джуно" утверждается не только новая киноэстетика, где герой-подросток наконец-то уравнивается в правах с остальными персонажами и воспринимается как полноценное действующее лицо драмы, способное запросто перебрасываться с родителями репликами в вуди-алленовском духе, а не как обремененное исключительно мыслью о потере девственности нерассуждающее существо, но и новый социальный стандарт. Эстетика эта мне определенно нравится. Социальный стандарт, признаться, меньше (в этом смысле я по-старинке предпочел бы, чтобы ребенка молодые оставили себе, а усыновительница передумала разводиться и сама забеременела - да видать, такие хэппи-энды уходят в прошлое). Тем не менее "Джуно" ненавязчиво, зато убедительно декларирует, среди прочего, очень важную и до сих пор не общепризнанную истину:

человек никогда в своей жизни не бывает более взрослым, чем в 16 лет.

Боюсь только подростковая аудитория этого не оценит. Такого рода открытия - "для тех, кому за 30".

(Сам сказал, что создатели "Джуно" как будто нарочно отказываются от любых социо-культурно-нравственных обобщений и подтекстов в пользу конкретной "нормальной человеческой истории", но не могу промолчать: "странное" имя Джуно героине дал папа, увлекавшийся в молодости античной мифологией, в честь богини Юноны. Которая, между прочим, олицетворяла женскую мудрость и считалась покровительницей семьи и материнства).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments