Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Зеленый театр в Земфире" реж. Рената Литвинова

Не считая трех Синема-Парков, один дальше другого, фильм идет только в "Октябре" тремя ночными сеансами, но во 2-м, очень вместительном (после 1-го - самом вместительном) из 11 залов. Прокатная политика понятна: "Зеленый театр..." - то, что называется "для поклонников". Видимо, его туда расписали с расчетом на то, что поклонников окажется много, но пока - не очень: с девятичасового сеанса еще какая-то кучка вывалилась, а на одиннадцатичасовом и полусотни зрителей не было. Из них, по всей видимости, поклонником Литвиновой оказался я один, остальные - поклонники Земфиры.

На живых выступлениях Земфиры я никогда не бывал. На презентации альбома "14 недель тишины" в "Б2" - получается, что с тех пор уже лет пять прошло - после бестолковейшей пресс-конференции всех пригласили на концерт. Но Земфира на время подготовки к выступлению попросила (устами тогда еще, если не ошибаюсь, Митрофановой) всех, кто уже находился в клубе, исчезнуть, грубо говоря, выгнала. Дожидаться, пока она почувствует себя в достойной форме, мне было лень, и я в зал больше не вернулся, да и альбом потом (и до сих пор, если он не потерялся с концами) не распечатал. И на фильм ради Земфиры я бы не пошел. Я на него пошел ради Литвиновой.

На примере "Зеленого театра..." особенно хорошо видно, насколько нетождественны противопоставление "игрового" и "неигрового" кино и кино "документального" и "художественного". Фильм Литвиновой - конечно, "неигровой". И в то же время - "художественный". Его героиня - не певица Земфира, а тот образ, который представляет себе Литвинова, думая о Земфире. Это не только в общем настроении проявляется, но и во вполне конкретных кинематографических приемах: в композиции, в монтаже, в структуре кадра, в работе с камерой, в играх с фокусом и цветом. У Литвиновой Земфира - улыбчивая, чуть ли не кокетливая; не без обычной жесткости, но необыкновенно доброжелательная, даже добродушная; и еще, несмотря на недовыбритые подмышки - неожиданно женственная. Правда, женственная Земфира еще больше похожа на мальчика, чем то косматое агрессивное существо, каким Земфиру видеть привычнее.

Земфира и Литвинова выступают в "Зеленом театре..." официально как со-продюсеры, а по сути - как соавторы. Традиционного документального "реализма" в фильме нет совсем, но стиль самовыражения у соавторов тут разный: у Земфиры - экспрессия, у Литвиновой - импрессия. Очень точно соответствует духу фильма название, как сказали бы герои Олеши, "одновременно высокопарное и низкопробное": Литвинова претендует (и не без оснований) не просто на то, чтобы зафиксировать успех подруги, запечатлеть ее концерт в Зеленом театре Парка Горького - все, что она показывает, показывает как бы изнутри - но это не ее собственный внутренний мир, а, как предполагается, внутренний мир Земфиры. Та самовыражается - "Об этом нельзя говорить вслух но я об этом много пою", отвечает Земфира на один из вопросов Литвиновой - Литвинова это самовыражение улавливает и фиксирует свои впечатления, выстраивая образ, как сама его видит: начиная с благостного эпизода, где Земфира плывет на речном трамвайчике, далее - сценка у врача и разговор о проблемах с голосом (серьезное, строгое отношение Земфиры к себе и к своему творчеству - тема, которую Литвинова на протяжении фильма педалирует слишком навязчиво), далее перемежаются фрагменты концерта и интервью тет-а-тет, выстроенные не столько на смысловом, сколько на цветовом контрасте: в концертных эпизодах доминирует красный, быстро забивающий изначальный зеленый, а интервью - черно-белые. Интервью какие-то нарочито неинтересные - настолько, что сама Земфира в какой-то момент говорит: "Ты у меня тупое интервью берешь как для журнальчика какого-нибудь". А Литвинова как будто специально уходит в банальные вопросы - ответы Земфиры интересуют ее не столько содержанием, сколько эмоциональной реакцией, выраженной в мимике, в жестах - Литвинова не слушает Земфиру, она смотрит на нее, наблюдает, любуется. Когда та выступает - тоже, но в концертных эпизодах от звука, от песен никуда не денешься, хотя и здесь у Литвиновой происходит игра с изобразительным рядом, а звук просто подложен под него, причем на удивление качественно - для "лайфа" - записанный.

Зрители же в кинозале реагируют исключительно на "звук" - аплодируют после песен или, в интервью, после удачным, как им кажется, фраз (на самом деле - многозначительно банальных, или даже просто банальных, без многозначительности). Меня такая реакция раздражает. Не потому, что я до такой степени не люблю Земфиру, что мне неприятно, как восторженно на нее реагируют поклонники. В конце концов, в культуре для меня существуют гораздо более неприемлемые явления, чем плохо причесанная поп-певица Земфира. Но мне обидно, что фильм Литвиновой воспринимают исключительно как концерт, а не как кино. Как концерт Земфиры - а не как кино Ренаты Литвиновой.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments