Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Гамлет" реж. Кеннет Брана, 1996

Несколько дней у меня ушло на то, чтобы как-то устаканились впечатления от фильма, который я не досмотрел даже до середины. Меня хватило только на два часа (всего с рекламой, если верить телепрограмме, фильм должен был длиться четыре с половиной) - я отключился в тот момент, когда Горацио читает в газете о военных успехах Фортинбраса.

"Гамлет" Бранна вышел почти одновременно с "Ромео и Джульеттой" Лурмана. Но если в "Ромео и Джульетте" для каждой исторической детали найден адекватный современный аналог, а в тех случаях, когда подобрать таковой невозможно, архаизм иронически или пародийно обыгран, в фильме Бранна с хронологией творится нечто невероятное.

Среди стражников и придворных Эльсинора немало чернокожих, в том числе и доверенное лицо Клавдий - Вольтиманд. Уже одно это неоспоримо привязывает время действие фильма к концу 20 века, когда он был снят. В пользу такого понимания говорят и другие характерные для современных версий классики детали: Гамлет трахает Офелию, Полоний водит девок... В то же время Эльсинор - вовсе не небоскреб с пентхаузом, однако и не средневековый замок, это дворец в стиле классицизма, века 17-начала 18; интерьеры - ампирные; меблировка - характерная для Европы и в еще большей степени для Британии либо начала 20 века, либо десятилетий между двумя мировыми войнами, а костюмы персонажей сработаны под офицерскую форму австро-венгерской монархии времен императора Франца-Иосифа. То есть непонятки возникают не только с хронологией, но и с географией. Их, в принципе, можно списать на авторский замысел, состоящий в том, что история Гамлета - вечная, вне времени и пространства, хотя мысль какая-то совсем уж несвежая. Однако там и с календарной хронологией неполадки. Действие происходит как будто за полярным кругом, в условиях вечной мерзлоты: Гамлет старший, если верить флэшбекам, был убит, когда заснул в заснеженном саду (спать на улице в мороз - привычка, вообще-то, странная, но допустим, хотя, насколько известно, последователем Порфирия Иванова Гамлет-старший не был), а два месяца спустя, когда разворачиваются основные события, на дворе все еще зима и снег, и далее, хотя время идет, снег не тает и весна не приближается. Суточный цикл режиссер трактует так же условно, как и годовой. Призрак, появляющийся ночью, уводит Гамлета в глухой лес (?!), где до рассвета (потому что с рассветом Призрак исчезает) светло как днем, и тоже повсюду снег, при этом изо рта у героя, как и у других персонажей, даже легкий пар не идет. В связи с морозом и светом реплика "Светлак предвосхищает утро и гасит своей ненужный огонек" звучит полным бредом (для чего в русской версии отказались от наиболее привычного перевода Пастернака - вопрос отдельный). То же самое и с пространством: классический дворец стоит на отшибе, среди совершенно пустынной местности, к тому же заснеженной, от чего возникает навязчивая ассоциация с "Сиянием" Кубрика. Как Эльсинор сообщается с внешним миром - неизвестно, выхода к морю он не имеет, а бегающий по узкоколейке допотопный паровозик, на котором катаются Розенкранц и Гильденстерн, вряд ли далеко уедет - это явный аттракцион и не более.

Самое удивительно - это, конечно, возраст персонажей. Гамлету под сорок, Горацио - его ровесник, но это ладно. Марцеллу - за 60, его играет престарелый Джек Леммон! Рейнальдо - тоже старик, эту роль, которую вымарывают абсолютно все постановщики (я впервые в жизни вижу постановку "Гамлета", где Рейнальдо оставили целиком его сцену с Полонием, впрочем, в этой версии, кажется, вообще ни слова из пьесы не выкинули, по крайней мере, я ни одной купюры не заметил), здесь играет толстяк Жерар Депардье. Розенкранц и Гильденстерн - тоже 40-летние толстяки. Со звездами в фильме - немыслимый перебор, причем рассованы они как будто с расчетом "лишь бы побольше, а для чего - неважно": Офелию играет пышка Кейт Уинслет, Гертруду - Джули Кристи, Озрика - Робин Уильямс (хотя Озрик, вообще-то - ровесник Гамлета, Горацио и Розенкранца с Гильденстерном, и всем им, по идее, нет еще 30). Полный абсурд - 10-секундное бессловесное появление в кадре Джуди Денч в роли Гекубы из визуализованной фантазии старого актера во время его первого трагического монолога. Этот персонаж даже у Шекспира - внесценический! Да к тому же не персонаж "Гамлета" вовсе, а просто случайный образ, хотя и запоминающийся благодаря афористичной реплике героя ("Что он Гекубе? Что ему Гекуба?), но развития не получающий.

Единственное любопытное режиссерское решение в той части фильма, которую я успел посмотреть, связано с монологом "Быть или не быть", который герой (его играет сам постановщик) произносит, обращаясь к своему отражению в зеркале. Все остальное - демонстрация режиссерской беспомощности и катастрофического непонимания первоисточника. Образ Призрака режиссер и художники-постановщики решили таким образом, будто попутали его со Статуей Командора. А увлечение в Эльсиноре фехтованием - фехтуют и во дворце, и на заднем дворе, в массовом порядке - более повальное, чем в современной России - мода на дзюдо.

Я не поклонник "Гамлета" Дзефирелли -

http://users.livejournal.com/_arlekin_/810655.html?nc=11

- но помимо того, что тот фильм в целом не в пример более внятный и целостный, Гамлет Мела Гибсона куда интереснее и симпатичнее перестарка, неудачно сыгранного Кеннетом Брана в собственной неудачной постановке.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments