Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Из путешествия Онегина" по А.Пушкину и П.Чайковскому в ШДИ, реж. А.Васильев

В сегодняшнем, восстановленном варианте, играется только второй акт, начиная с антракта, где Трике (Игорь Яцко) под гитару распевает куплеты, а оркестрик исполняет котильон и мазурку, зрителей же угощают шампанским. Причем кроме нынешних восьми представлений, последние из которых сыграют 1 и 2 марта, других "Путешествий" не будет до конца года точно, а может и вообще никогда больше.

Правильнее было бы сказать: "путешествие с Онегиным". Путешествие в времени и пространстве культуры. Выявлять культурологические связи между элементами васильевского сочинения было бы категорически неправильно - связи эти чисто ассоциативные, но, в отличие, скажем, от последних поэтических спектаклей Любимова ("До и после", "Идите и остановите прогресс"), ассоциации здесь лишены причинно-следственных связей, географической, хронологической и какой-либо иной последовательности, они прорастают друг сквозь друга так же естественно, как стихи Пушкина перетекают в музыку Чайковского и обратно: Татьяна просит няню рассказать о "старине", в это время появляется старая Графиня и начинает вспоминать о Монтескье и Робеспьере, ее воспоминания переходят во французскую арию, тем временем утомленная Татьяна падает без чувств, няня, охая "Да ты, красавица, готова...", делает надрез на ее ночнушке и достает оттуда, аккуратно складывая конвертиком, красный лоскут, неподалеку беснуются персонажи с птичьими головами, залетевшими сюда, вероятно, из сна Татьяны, а там, где недавно пела графиня, появляется хор в костюмах частично дворовых девушек, частично фабрично-заводских рабочих середины 20 века, солист запевает "Спи, мой Ленинград", а в центр площадки, топая всеми четырьмя копытами, выходит Кентавр (в роли передне-верхней его части - Александр Огарев). Онегин, собственно, тоже присутствует на протяжении всего действа, и не один, а на пару с Ленским, точнее, таких пар две, мы видим героев как бы в движении, в момент, когда они следуют в гости к Лариным. Главное - не искать в этом шизофреническом коллаже логики - ассоциации сочинителей спектакля совершенно произвольны, но они движутся, пусть нелинейно, в заданном пространственно-временном направлении, оглядываясь в этом движении по сторонам, насколько хватает зрения, внимания и культурной памяти.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments