Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Мы из будущего" реж. Андрей Малюков

Сценаристы и продюсеры обошлись с режиссером и исполнителями в духе военного времени: довели идею до полного маразма, а потом бросили постановщика и артистов на передовую. Даже в сравнении с фильмом "Живой" замысел "Мы из будущего" еще на уровне заявки должен был показаться полным бредом: четверо гробокопателей, один из которых рэппер, а другой и вовсе скинхед, приторговывают раритетами времен Второй мировой, нелегально добытыми на местах бывших сражений, но во время одной из "экспедиций" мистическим образом оказываются в прошлом, в 1942 году, где тогда на месте из раскопок шли ожесточенные бои, попадают в армейскую часть, влюбляются в красотку-медсестру (правда, не все оптом, а только двое, но для конфликта и этого достаточно, тем более, что в нее влюблен еще и командир подразделения), принимают участие в операции и возвращаются в свое время пламенными патриотами-антифашистами, особенно пламенным - бывший скинхед, стирающий до крови вытатуированный на плече немецкий крест.

Как Андрею Малюкову удалось сделать из этого (автором "экранной версии" сценария значится мэтр - Эдуард Володарский, но интересно, что такое "экранная версия" и что же тогда было в исходнике?) картину не совсем позорную, я не до конца понимаю - вроде бы прежде никаких выдающихся достижений за ним не числилось. Но, должно быть, просто грамотный профессионал. И актеров подобрали довольно удачно: начиная с главного "Гробокопателя" по кличке Борман - его сыграл Данила Козловский (каким ветром актера Додина и звезду "Гарпастума" занесло в "Мы из будущего" - загадка почище, чем как четверо парней переместились из начала 21-го века в середину 20-го) и до привычных, но таких уместных в ролях соввоенслужащих Даниила Страхова (влюбленный командир) и Бориса Галкина (добродушный старшина). Конечно, завязка по-любому осталась идиотской, от нее никуда не денешся: местная бабушка приносит гробокопателям молочка, бесплатно, в благодарность за то, что, как она думает, они приехали не обирать мертвых, а с почестями похоронить, и просит только найти вещь, оставшуюся от погибшего в этих местах сына - серебряный портсигар с камешком, доставшийся от воевавшего в гражданскую деда. Ребятки новость о серебрянном портсигаре, да еще с камешком, воспринимают с энтузиазмом - мол, обязательно найдем (а уж как с ним поступить - потом придумаем). Но обещание дано - и при раскопках блиндажа в засыпанном землей сейфе они находят собственные военные билеты - с фотографиями и датами рождения: 1917. Не веря своим глазам и думая, что это результат действия паленой водки, купленной скинхедом в близлежащем ларьке, они идут на озеро купаться, и выходят из него голенькими в август 1942-го прямо к "своим", а "свои" сначала думают расстрелять "дезертиров", но потом жалеют, и вскоре даже отправляют в разведку за "языком", где гости из будущего (таких их называет "особист", но они-то, в Особом отделе, не зря хлеб жуют) языка взять не смогут, старшину-добряка угробят, зато найдут сына встреченной в своем времени бабки и получат от него заветный портсигар, с которым смогут вернуться домой, в 21-й век.

Допустим, озеро - традиционный образ "маргинального пространства", его запросто можно воспринимать как границу между мирами и эпохами, тем более, что здесь это условность, фильм не о мистических явлениях (не "Секретные материалы" уж точно), он совсем и другом. И серебряный портсигар в качестве магического артефакта сойдет - как-никак его сам товарищ Буденный подарил. О чем сценаристы могли бы задуматься до того, как их творение попадет в руки режиссера - это о военных билетах. В будущем герои обнаруживают их в командирском сейфе засыпанного блиндажа, и берут с собой на озеро, чтобы, когда остудятся после предположительно паленой водки, посмотреть на них еще раз, более трезвым взглядом. С этими билетами они и попадают в прошлое, благодаря чему там их после некоторых сомнений все-таки принимают за своих. Командир части прячет военные билеты в сейф, где их потом и обнаружит в будущем та самая четверка гробокопателей. Получается, что в прошлое эти билеты попали из будущего, а в будущее, в свою очередь, из прошлого - в связи с этим возникает вопрос, откуда же они вообще взялись?!

В остальном, особенно мирные сцены военного времени, киношка выглядит более-менее достойно. Благодарить за это надо, опять-таки, по всей видимости, режиссера, который пошел единственно правильным в данном случае путем и иронически дистанцировался от военно-патриотической эпопеи с помощью скрытых, а иногда и прямых отсылов к хрестоматийным фильмам советского времени: "Судьба человека" (эпизод, когда герою Козловского фашист наливает стакан водки, тот выпивает и говорит: "После первой не закусываю"), "В окопах Сталинграда" (друг Бормана, ботаник-очкарик, похож на персонажа Иннокентия Смоктуновского), "Они сражались за Родину" и т.д. Иронично подан и конфликт противостоящих армий в моменты затишья: с немецких позиций доносится "Лили Марлен", русские тем временем распевают романс Ивана Бурляева (выкормили-таки православные), а тот из "гостей", который рэппер, показывает им чудеса современной (по меркам начала 21-века) музыки с помощью обычной гитары, Борман же помогает ему, по-диджейски крутя диск на граммофоне.

Мораль картины такова: не покупайте водку в ларьке, она может оказаться паленой. И еще немножко о патриотизме. Пафос фильма, как ни странно, не столько воспитательно-военно-патриотический, сколько социально-антифашистский. Место действия в связи с этим выбрано предельно точно, а может, наоборот, идеологический крен оказался предопределен именно местом действия, - так или иначе, но дело происходит в Петербурге и его окрестностях. Петербург - столица русского фашизма, а заодно и антифашизма (в Москве тем и другим значительно меньше интересуются, как и вообще политикой, во всяком случае, не так остро). В финале четыре новоиспеченных русских антифашиста выходят из крутой машины бывшего Бормана на набережной Невы и приближаются к кучке скинхедов. Настроены они, особенно тот, что сам бывший скинхед, явно не на дипломатические переговоры - тем более, что во время недавней командировки в прошлое они приобрели неплохой боевой опыт.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments