Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Подруга невесты" реж. Клод Шаброль, 2004

На свадьбе сестры Филипп знакомится с девушкой, кузиной жениха, которая исполняет роль подруги невесты. Моментально возникает взаимная страсть. Кузину зовут Сента, она считает себя актрисой, рассказывает о том, как снималась у Вуди Аллена (правда, в массовке) и с Джоном Малковичем (правда, этот эпизод вырезали по настоянию Малковича, потому что она его затмила). Ее россказням Филипп не верит, и называет Сенту мифоманкой. Тем более, что она плетет невесть что не только про свое прошлое, но еще и считает себя благодаря имени связанной с мифом о корабле-призраке. Самозванная героиня древнегерманской мифологии уверяет Филиппа, что жизнь можно считать полной, если сделал четыре вещи: посадил дерево, написал поэму, попробовал однополую любовь и убил человека - и предлагает, чтобы каждый из них в доказательство своей любви кого-то убил. Филипп, хотя и не воспринимает ничего в серьез, ради Сенты решает ей подыграть и когда в газетах появляется сообщение о найденном трупе задушенного бродяги, говорит ей, что это он убил, тем более, что бродяга ночевал в парке дома Сенты и сильно ей досаждал. Заодно преподносит ей в подарок гипсовую голову от парковой статуи богини Флоры. Когда в ответ она признается, что убила бывшего бойфренда матери Филиппа, он думает, что это шутка, на всякий случай едет проверить и застает этого бойфренда живым и здоровым. Но позже выясняется, что Сента просто убила по ошибке родственника намеченной жертвы, случайно заночевавшего у того в гостях. Тем не менее разорвать связь с девушкой, которую он безумно боится, Филипп не в силах, даже после того, как в шкафу ее дома обнаруживается еще один труп - ее соученицы по колледжу, когда-то отбившей парня. Полиция, пришедшая по их души, застает Филиппа и Сенту вместе, и с ними - бюст богини Флоры.

Шаброль - одно из первых моих знакомств с западным кино: в начале 90-х, когда американских фильмов по телевизору вообще не показывали, а французские криминальные драмы - Кайатта, Вернея - иногда крутили, прошла большая, из шести фильмов, ретроспектива Шаброля. "Красавчика Сержа" и мой любимый фильм Шаброля "Кузены" я увидел уже потом, когда по ТВ хорошие фильмы пошли косяком в честь 100-летия мирового кино (94-95 гг.), а в той самой первой ретроспективе были "Невинные с грязными руками" и "Чудовищная декада", которые мне очень понравились, "Пусть умрет зверь" и еще несколько откровенно слабых картин типа "Дороги в Коринф". Потом, когда я уже имел некоторое представление о контексте, в котором следует рассматривать фильмы Шаброля, из всей "новой волны" я безоговорочно всегда предпочитал Эрика Ромера, и сейчас предпочитаю, если говорить о прежних фильмах. Но последнее, что я видел у Ромера - "Тройной агент", было так ужасно, как будто это кто-то другой снимал. А у Шаброля после периода откровенной халтуры, на "Ландрю" и особенно на "Церемонии" как будто открылось второе дыхание. "Подруга невесты" - далеко не "Церемония", и выдающихся актерских работ, как там, в ней нет, это типичное такое кино престарелого мэтра, но, в отличие от продукции большинства других престарелых мэтров, не позорное, и даже по-своему любопытное как попытка в рамках психологической драмы и в давно уже архаичной эстетике "французской новой волны" освоить, пересказать и переосмыслить древний миф. (Чтобы совпадение имен не показалось случайным, Сента открыто говорит в одном из диалогов о том, что она - девушка с "корабля-призрака", а ее кузен подтверждает ее генетическое родство со Скандинавией: героиня родилась в Исландии). С другой стороны, Ален Рене в свои 80 с лишним, наоборот, пускается в эксперименты, и вполне удачные, снимая совершенно разные фильмы: то музыкальную комедию "Только не в губы", то тонкую психологическую драму "Сердца" - и ничего, возраст не мешает.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments