Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Розенштрассе" реж. Маргарет фон Тротта, Германия-Нидерланды, 2003

Среди фильмов о Холокосте последних лет "Розенштрассе" выделяется необычной серьезностью - сейчас, когда на эту тему сказано уже много, режиссеры пытаются разбавлять ее либо бытовыми деталями с присущим быту комизмом, либо занимательными поворотами сюжета - а в "Розенштрассе" ни того ни другого нет, и выходов на обобщения более высокого порядка, как в "Пианисте" Полански, нет тоже. Тем не менее ощущения повторяемости не возникает как раз благодаря тому, что тема взята в достаточно узком аспекте: смешанные браки при нацизме (и не только). К 1943 году в Берлине остались только евреи, состоящие в браке с арийцами, либо их дети - их тоже преследовали, но в лагерь все-таки не отправляли. До определенного момента, однако в конце февраля 1943-го и их кого из домов, кого с заводов свезли в здание бывшей синагоги на Розенштрассе, превращенной в пересылочную тюрьму. История в фильме, однако, начинается много лет спустя и в Америке, где после смерти мужа Рут Зюсман неожиданно объявляет траур по всем канонам иудаизма, хотя до этого особого религиозного рвения не выказывала. Кроме требования от домашних жестко следовать предписаниям Закона, она категорически против брака дочери Ханны с неевреем (ее жених Луис - из Никарагуа), обещает отречься от нее, если она выйдет замуж вопреки ее запрету. Поскольку сама мать о прошлом не вспоминает, Ханна, узнав от ее двоюродной сестры имя немецкой женщины, которая когда-то спасла Рут в Германии, отправляется в Европу, чтобы лучше понять мать. Она находит уже пожилую Лену Фишер - пианистку, которая была замужем за скрипачом-евреем. Ханна узнает, что и ее мать была дочерью еврейки и немца, который под давлением обстоятельств согласился развестись с женой. Но Лена и многие другие женщины-немки не сдавались и в течение семи дней боролись за жизнь своих мужей, которым грозила отправка в концлагерь. После того, как отец-барон помогать отказался, Лена сама вместе с братом, потерявшим ногу под Сталинградом, для этого даже отправилась на вечер, где присутствовал Геббельс, и через его адъютанта удалось сначала предотвратить расстрел демонстрации женщин у тюрьмы, а затем и освободить всех заключенных туда евреев, состоящих в браке с немцами или немками - кроме матери Рут, которую, как разведенную, к этому моменту уже депортировали. По-немецки мрачный и тяжелый фильм тем не менее так точно и просто сделан (во многом это заслуга участвующих в нем самых лучших немецких актеров, включая Уте Лемпе и Мартина Вутке в ролях второго плана), что портит его, вопреки обычной для современного кино Германии ситуации, не отсутствие какого бы то ни было просвета, а как раз наоборот, слишком мелодраматическая развязка: Рут под влияниям открывшейся дочери правды дает согласие на свадьбу Ханны с никарагуанцем и гуляет на их свадьбе.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments