Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Иванов" А.Чехова, Тульский театр кукол, реж. Олег Трусов

Для кукольного театра большой соблазн - взять серьезную, большую во всех смыслах драму и соединить в ней актерскую игру и кукол. Но уже в механическом "распределении ролей", при котором "живыми" оказываются только сам Иванов, Сарра и Саша, а остальные персонажи - куклами в человеческий рост - заложено зерно неизбежной неудачи. А режиссеру мало было и этого. Спектакль начинается монологом Гамлета на фоне "театра теней". О Гамлете, конечно, в пьесе идет речь - но достаточно было намекнуть на него фрагментарной цитатой, чтобы усилить этот мотив, раз уж режиссеру он был так важен - монолог же приводится целиком. Так же в полном объеме в начале второго (по чеховской композиции - третьего) действия звучит "Боже, царя храни" - кто бы мог подумать, что в нем так много куплетов, больше, чем в любой из версий михалковского советско-российского гимна. А в финале, и тоже целиком, исполняется романс Эдуарда Артемьева на стихи Натальи Кончаловской из фильма "Раба любви". Наряду с музыкой из "Рабы любви" музыкальное оформление постановки составляет и саундтрек к другой картине Никиты Михалкова - "Свой среди чужих, чужой среди своих". При желании, наверное, можно обнаружить в таком подборе ассоциаций некую последовательность, но сами по себе эти ассоциации до такой степени стилистически неадекватны материалу, что даже напрягаться лишний раз неохота. Последовательно и художественное решение - так, например, все куклы режиссером посажены на колеса, в буквальном смысле: Боркин ездит на велосипедике, Марфа Егоровна - на автомобильчике, Львов - на паровозике, Лебедев и его гости - на лошадке (почти как в детской песенке: "волки на кобыле, львы в автомобиле..."), Шабельскому досталось инвалидное кресло, но и это еще не самый край, потому что Зинаида Саввишна раскатывает туда-сюда попросту на какой-то тележке. И опять же - в том, какие пируэты выписывает кукольный Боркин в воздухе на своем велосипеде, видимо, есть какой-то метафорический подтекст - но до того все это глупо выглядит, что уже не до подтекстов. А кроме того, те актеры, чьи персонажи кукольные, но живее других манекенов (Шабельский и Лебедев), время от времени отставляют кукол в сторону и обращаются с монологами непосредственно в зал. Иванов увлекается изобретением каких-то фантастических машин и механических игрушек - подизайну, если не считать подаренной Сашеньке танцующей кукольной парочки, об их назначении судить трудно, однако после его смерти на экран, где прежде демонстрировался теневой театр на темы "Гамлета", выводится уже современная хроника с взлетающими ракетами, тандемом "Мрiя-Буран" (был такой популярный во времена моего пионерского детства суперпроект, сдохший вместе с Советами) и прочими достижениями сталинского воздухоплавания и дирижаблестроения - оказывается, Иванов был предтечей Циолковского, и душа его стремилась в космос, жаль только среда заела. В довершение всего между сценами и актами вводятся кукольные интермедии: сначала это крестьянские игрища, а в финале, после самоубийства главного героя, но перед романсом "Где же ты, мечта?" - мальчик с бумажным змеем, надо полагать, маленький Иванов. Почему Иванов во взрослом состоянии был представлен живым актером, а после смерти оказался кукольным ребенком, равно как почему в куклах, да еще таких маленьких размеров (в несколько раз меньше Зинаиды Саввишны и Марфы Егоровны) воплотился здоровый народный дух, тоже непонятно. Ну а как работают актеры Тульского кукольного театра в качестве драматических артистов, лучше и не говорить. Но даже на общем фоне женщина, изображающая Сарру, способна довести до припадка ярости и хамства кого угодно, а не одного только Иванова. Такая Сарра будет пострашнее кукольного дятла, который в эпизоде объяснения Иванова с женой вдруг "прилетает" и начинает долбить плетеный фонарный столб.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments