Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Нос" Н.Гоголя в МТЮЗе, реж. Андрей Неделькин

Спектакль играют в той самой "белой комнате", где уже много лет идут гениальные "К.И. из "Преступления" и "Пушкин.Дуэль.Смерть" Камы Гинкаса. И, в общем-то, если избегать прямых сравнений, молодежная команда "свято место" не портит, хотя и обыгрывает его по своему. Неделькин, взяв за основу сюжет "Носа", компилирует мотивы и тексты многих других сочинений Гоголя, в первую очередь "Петербургских повестей", но также и "Ревизора", и "Игроков", и даже, посредством "Гоголь-сюиты" Шнитке - "Мертвых душ". (Сюита Альфреда Шнитке, кстати - вещь совершенно потрясающая и по сути представляет собой на сто процентов адекватную транспозицию гоголевского слова в музыку - на прошлой неделе мне удалось зацепить телеверсию концерта НФОР, который под управлением Геннадия Рождественского ее исполнял, и даже сама по себе музыка Шнитке, без дополнительных драматических эффектов - уже в полной мере и литература, и театр, только в ином звуковом воплощении). В постановке заняты артисты совсем юные, поэтому ни о каком "портретном сходстве" с героями не может быть и речи, тем более, что почти все выступают попеременно в нескольких ролях (особенно преуспевает уже набивший на таких перевоплощениях руку, точнее сказать, лицо, Евгений Ткачук - артист-трансформер, как он управляет своей мимикой, я не понимаю), за исключением Романа Шаляпина - он играет Платона Кузьмича Ковалева, но в силу возраста и фактуры тоже не столько "воплощает", сколько "показывает" своего персонажа со стороны. По уже сложившейся традиции вместо инсценировки прозаический текст разыгрывается на разные голоса.

Удачных частных находок масса. В первую очередь в связи с тем, как показать отсутствие у героя носа. Нос исполнителя не маскируется, но понять, что носа у него нет, можно и по тому, как специфически он произносит носовые согласные, и по отсутствию у него обоняния (герой прыскает одеколоном "Каприз Невы", но запаха не чувствует, тогда пробует одеколон на язык и морщится), и, совсем уж замечательное решение, по "зеркалу", которое представляет собой линзу - когда майор Ковалев пытается рассмотреть в нем свое лицо, зритель наблюдает его с обратной стороны, полупрозрачной и в увеличении, так что черты лица размыты и можно действительно подумать, что на месте носа у него - блин. С другой стороны, нос, найденный цирюльником Иваном Яковлевичем в утренней булке - "настоящий", с ним можно проделывать разные забавные упражнения, каковой возможностью режиссер и актеры тоже не брезгуют пользоваться к общему удовольствию. При таких частных забавах у спектакля есть и достаточно внятная "рамочная" концепция: действие открывается чтением "Выбранных мест из переписки с друзьями", которое прерывается замечаниями: что это за запах, откуда такая вонь? Об этом не вспоминают до самого конца, пока к майору Ковалеву не вернется его нос, а вместе с ним и обоняние, и тогда он уже сам почувствует, что задахается от вони. Задохнуться в мрачной, при кажущемся веселье, обстановке условной российской столицы и немудрено: полицейские чины чуть что - пускают в ход кулаки и вымогают деньги, журналисты - а майор Ковалев вынужден прибегнуть к газетным объявлениям - разводят бедолагу на сенсацию в духе нынешней "желтой прессы", в общем, податься некуда, все прогнило в русском царстве-государстве. На Невском проспекте Ковалев встречает Поприщина - именно он советует обратиться в газеты (ну сумасшедший, что возьмешь).

За несколько лет жанр "молодежного спектакля" (иногда это студенческие работы, иногда сделанные специально на целые курсы недавних выпускников репертуарные постановки) - наиболее интересное, за неимением ничего поинтереснее, явление в сегодняшнем театре - успел оформится в канон и обрасти штампами. Тюзовский "Нос" полностью соответствует этому канону и в формате "молодежного спектакля" его можно считать безусловной удачей. Проблема только в том, что сам этот "формат" уже не радует, как еще два-три года назад, свежестью новизны, и чем дальше, тем меньше радости даже по поводу таких вот явных удач: формат, изначально рассчитанный на тренинг, задуманный как "упражнение в стиле", школа мастерства, не предназначенный, в общем-то, для широкой публики, неожиданно, как-то очень быстро, превратился в театральный мейнстрим. Таких постановок, где заняты исполнители только одного поколения, ровесники, а чаще всего, однокурсники и ученики одного и того же мастера, становится все больше, они выпускаются уже практически конвейерным способом, примерно одного качества и почти неотличимые друг от друга по художественному решению. Как будто введен негласный режим возрастного "апартеида": молодые работают отдельно, среднее поколение - отдельно, старики - сами по себе либо вообще не работают, а только митингуют и подписывают письма в защиту очередного "очага духовности". Правда, в тех случаях, когда мэтры пытаются выходить на сцену в "молодежном" формате наряду с новичками (как в "Холостом Мольере" с участием Альберта Филозова в "Школе современной пьесы"), получается еще хуже, тогда как проекты на сто процентов молодежные зачастую имеют успех, и заслуженный. Конечно, забавно видеть, как раздетого догола щуплого и юного майора Ковалева-Романа Шаляпина слуга Иван-Евгений Ткачук окатывает водой с ног до головы, а потом, по окончании водных процедур, укутывает "хозяина", и укутывая, посмеивается над ним, приоткрывая для публики некоторые части тела, а воду из лоханки выплескивает за окно - окно в "белой комнате" настоящее, выходит во дворик театра - и оттуда, снизу, раздается возмущенный крик. Или когда Легонькая Даша (Наталья Златова) появляется перед Ковалевым на пуантах. Но в прошлый раз, в предыдущих аналогичных спектаклях - по Чехову ли, по Пушкину, по Мольеру, по Пелевину, да мало ли - то же самое выглядело забавнее, и чем дальше, тем меньше все это будет забавлять. В то время как осмысленных попыток выйти за уже обозначенные рамки в поисках какого-то иного пространства у молодых режиссеров не наблюдается.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments