Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Хрустальный мир" В.Пелевина в ТЦ "На Страстном", реж. Сергей Щедрин

Второй с начала сезона спектакль по рассказам Пелевина, и тоже молодежный, как и "Бубен верхнего мира" Брусникиной:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/971864.html?nc=2

И как "Бубен верхнего мира", "Хрустальный мир" - тоже не традиционная инсценировка, а разложенный на несколько голосов в брусникинской манере прозаический текст. Правда, "Хрустальный мир" - вещь достаточно объемная, и рассказ, который и без того не был шедевром (типичный такой пелевинский рассказ) подвергся сокращениям, вроде бы незначительным, но в результате большинство составляющих его культурный контекст ассоциаций либо исчезли (начиная с эпиграфа из Блока - вместо него "во первых строках" зрителю сообщается, что "каждый, кому 24 октября 1917 года доводилось нюхать кокаин на безлюдных и бесчеловечных петроградских проспектах..." - далее по тексту), либо стерлись до неузнаваемости, вроде бы озвучены, а связь между ними потеряна. Остался сюжет - про то, как два юнкера в самый "сочельник" Великого Октябрся на Шпалерной охраняют проход к Смольному и не пропускают туда Ленина, но ведутся на уловку Эйно Раихья - да еще, главным образом, наркоманский антураж, "с успехом" заменивший для целевой аудитории реминисценции и цитаты (а у Пелевина друг на друга навалены Пушкин, Шпенглер, Мережковский и вальс "На сопках Манчьжурии", и юмор, если уж говорить о пелевинском юморе, как раз в жонглировании хрестоматийными именами и цитатами, а кокаин и эфедрин - так, для храбрости).

Юнкеров Юрия и Николая играют Юрий Квятковский и Алексей Розин, Ленина - Илья Барабанов. Розин и Барабанов составили не так давно отличный дуэт в рамтовской "Зиме" Гришковца:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/538034.html?nc=2

Но здесь они вместе с Квятковским, который тоже парень талантливый, как будто совсем ничего не умеют - в спектакле, поставленном на самодеятельном уровне, и они играют как непрофессиональные артисты: либо "с выражением" произносят слова, либо дурачатся. Кроме того, время от времени звучит "голос свыше" (авторский текст Пелевина читает Анна Каменкова). Явления персонажей со стороны придуманы режиссером более или менее занятно, хотя и неоригинально. Все остальное в спектакле продолжительностью около часа - бесконечная скука. Но хуже всего, что при всех дурачествах в духе программы "Городок", которые еще хоть сколько-то занимательны, режиссер со своими друзьями и соратниками, кажется, воспринимает Пелевина всерьез, и к собственному театральному сочинению тоже относится серьезно, не как к игре с историческими и литературными мифами и даже не как, на худой конец, к наркоманскому приколу, но как к попытке нового взгляда на историю - во всяком случае, никаких других версий, зачем на заднике нужны стилизованные под немое кино видеопроекции с документальной хроникой, а над сценой - накрученная колючая проволока, в голову не приходит.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments