Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Снегири" Н.Садур (по ром. В.Астафьева "Прокляты и убиты") в Театре Наций, реж. М.Чумаченко, Т.Сопол

Пока идет война, братья-двойняшки Снегиревы - Снегири - проходят военподготовку в сибирской части вместе с другими такими же подростками, оторванными от дома. Получив от матери известие, что корова Зорька отелилась, они самовольно отправляются домой за 60 км - молока попить. А в это время приходит в политотдел распоряжение - устроить в воспитательных целях показательный расстрел. И вернувшись с подарками в часть - а не вернуться им даже в голову не пришло - братья попадают под трибунал. Впрочем, их товарищи пережили их ненадолго - все погибли, включая и старшину, умершего в поезде, и покончившего с собой особиста, написавшего в Новосибирск рапорт на Снегирей - все, кроме одного, оставшегося без глаза и без руки, но выжившего, вернувшегося. Через три года после окончания войны этого выжившего инвалида с женой и ребенком выгоняют из дома, который он с трудом построил - оказалось, этого дома в плане нет. С выселения действие и начинается, затем поворачивается вспять, следует рассказ о гибели первой роты, после него - история Снегирей, случившаяся еще в сибирской учебке, и наконец снова возвращается к уцелевшему герою, к которому приходят на помощь, строить новый дом, его погибшие друзья.

Спектакль идет уже почти год, но несмотря на это местами все-таки не держит темп, однако это совсем незначительный недостаток в свете того, что подобных постановок очень мало. Нельзя сказать, что попыток поставить что-то серьезное и общественно значимое вообще нет - проблема в том, что для них зачастую не находится достойного материала, современная драматургия его не поставляет, старый давно отработан и неактуален. А если материал высокого художественного качества, то, как правило, его используют для спектаклей чисто игровых, необязательно плоских и пошлых, иногда просто отличных (как "Optimus mundis" Арсения Эпельбаума), но не предполагающих осмысления каких-то насущных или, наоборот, вечных вопросов. Иногда совпадения все-таки случаются, как это было с "Пролетным гусем", которому, правда, лет-то уж много. В отличие от "Пролетного гуся", "Снегири" (пьеса Садур называется "Смертники") по форме - традиционная драма, а не разыгранный по ролям прозаический текст. Хотя режиссерское решение тоже условно, никакого (к счастью) жизнеподобия, все на уровне символики, хотя и не слишком оригинальной: брошенные на сцену шинели вместо тел убитых, красный круг - то ли снегириная грудка, то ли кровавая луна, девушки в белом и в ушанках над приговоренными к расстрелу - души убитых, а может, ангелы. Разыгрывает все это уже сложившаяся компания молодых артистов: Акимкин, Ткачук, Абашин, Тульчинский и другие. Спектаклю иногда не хватает броскости, открытых эмоций - видимо, постановщики осознанно уходили от общепринятой сегодня "капустнической" эстетики, но ушли настолько далеко, что временами действие кажется очень уж невыразительном - на одном подтексте тоже далеко не уедешь. И противопоставление коммунистической идеологии народного православия, точнее, старообрядчества, тоже не работает - невелика, в сущности, разница между ними, хотя верующий крестьянин, даже в армии отказывающийся убивать и исполняющий обязанности по кухне (он и погибает, протягивая своим сотоварищам тарелку с супом) выглядит очень трогательно. "Снегири" же в целом эмоционально не слишком трогают, при том, что спектакль интересный, явно удачный, с внятной основной мыслью: в этой стране война-не война, рядовой-не рядовой, молодой-не молодой, а все равно - смертник, жизнь ничего не стоит.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments