Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Старикам тут не место" реж. Итан Коэн, Джоэл Коэн в "35 мм"

Вообще-то фильм выпустили достаточно большим для такого рода картин количеством копий и идет он по всей Москве, и в "35 мм" - как везде, в стандартной дублированной версии, а не с субтитрами. Тем не менее в малом зале все равно аншлаги - я тащил из кафе приставной стул. Но все равно не пошел бы в другое место - и не только из-за привычки. Когда-то я впервые попал в незадолго до того открывшийся после реконструкции кинотеатр "Новороссийск" (о доперестроечном названии напоминает только странный монумент в виде якоря на углу Покровки и Садовой-Черногрязской) как раз на фильм Коэнов - тогда это был "Человек, которого не было", шел он одной копией эксклюзивно в "35" и нынешнего ажиотажа тогда даже представить себе нельзя было. Кстати, "Человек, которого не было" из всего, что я видел у Коэнов, мне показался наиболее интересным. Как раз накануне я до утра пересмотрел по телевизору "Большого Лебовски" - и мне было скучно, фильм слишком длинный, местами, конечно, забавный - в основном благодаря Стиву Бушеми, там, в фильме 1998 года, еще не такому страшному, как сейчас, просто нелепому и смешному. Но у Бушеми в "Большом Лебовски" роль маленькая. У Хавьера Бардема в "Старикам тут не место" - практически главная, к счастью - иначе смотреть совсем было бы не на что, настолько невыразителен герой Джоша Бролина, нашедший на месте разборки мексиканских наркоторговцев чемодан с двумя миллионами долларов и решивший их присвоить.

Сюжет для фильма Коэны почерпнули из романа Кормака Маккарти. Этого романа я не знаю и не уверен, что его переводили, но я читал другой роман Маккарти - "Кони, кони..." Судя по тому, что и там действие крутилось в прериях вокруг Эль Пасо, а герои сновали туда-сюда через границу США и Мексики, по одному этому роману можно сделать вывод о Маккарти в целом - как о писателе, начисто лишенном чувства юмора и по самую макушку вросшего в традицию "великого американского романа", то есть, проще говоря, американского романтизма 19 века с поправкой, в лучшем случае, на Сэлинджера. У Коэнов же, понятно, уклон в черной юмор. Мне крайне трудно представить (впрочем, не знаю, чего только не бывает на свете) героя Маккарти, использующего в качестве орудия для убийства шланг, подключенный к газовому баллону - между тем как герой Бардема именно струей сжатого газа он дырявит головы и выбивает замки из дверей. Благодаря Бардему, да еще Вуди Харрельсону - первый играет молчаливого убийцу-полуманьяка, идущего по следу похитителя денег мафии, второй - посланного остановить первого разговорчивого денди-"чистильщика" с претензиями на эстета-интеллектуала - в картине есть несколько отменных сцен. Но Томми Ли Джонс, сам по себе роскошный артист, несет какую-то псевдофилософскую хрень, которая, по всей видимости, должна вызывать комический эффект - но не вызывает его совершенно, а за главным героем следить вообще неинтересно. Если герой "Большого Лебовски" был безобидным увальнем, маленьким человеком, попавшим в эпицентр конфликтных интересов "больших людей", таким американским Иванушкой-дурачком, оставившим в итоге в дураках всех "сильных мира сего", то герой "Старикам тут не место" - ветеран Вьетнама и сам себе супермен, знает, что к чему и вроде бы может за себя постоять - но безумцу с газовым шлангом все-таки проигрывает, и такой исход кажется мало того что неуместным, но еще и неубедительным - у героя были все шансы на победу. В общем, все умерли - и герой с двумя миллионами, и его жена, которую в итоге маньяк разыскал и прибил, и ненавистная герою теща, скончавшаяся от рака и похороненная аккурат в день насильственной смерти своей дочери, и отправленный на его поиски Вуди Харрельсон, и тот, кто отправил Вуди Харрельсона на поиски, и еще дюжина, если не больше, безымянных мексиканских бандитов. Их оставалось только двое - шериф, которого играет Томми Ли Джонс, и убийца, которого играет Хавьер Бардем. По-хорошему, они-то и есть - главные герои фильма, а стало быть, и основное сюжетообразующие противостояние должно развиваться между ними. Но этого как раз и нет: шериф не столько пытается найти убийцу, сколько разыскать и защитить земляка, похитившего бандитские деньги, а герой Бардема и вовсе не интересуется шерифом - тот ему безразличен до такой степени, что он даже не пытается его убить.

Пафосная констатация смены эпох и, прости, Господи, "нравственных парадигм" (к счастью, герои фильма - простые техасцы и, не владея подобной терминологией, объясняются словами попроще, но суть сводится именно к этому, а сказано в фильме на эту тему слишком, слишком много - и если в шутку, но вышло несмешно, а если всерьез - то это уже вдвойне не смешно) заимствована, видимо, из литературного первоисточника, и в общее настроение фильма, лучших его эпизодов, никак не вписывается. Получается, что моменты, ради которых это кино стоит смотреть, совершенно самодостаточны, а все, что придумано для их связки (связка, правда, никуда не годится - то ли картину сильно покромсали при монтаже, то ли просто не задумывались над складностью истории, в любом случае многие вещи остаются неразъясненными) - лишнее.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments