Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"ПАБ" бр. Пресняковых в Театриуме на Серпуховке

В Португальском пабе собрались президенты России и США, а также примкнувший к ним премьер-министр Великобритании. Встречу им назначил Дьявол, чтобы предупредить: в течение ближайших двух недель ожидается конец света и они как самые влиятельные представители человечества должны ему в этом нелегком деле помочь.

Дьявола очень похоже сыграла Людмила Гурченко - с момента, когда Рената Литвинова вышла на сцену Художественного театра в роли Раневской в "Вишневом саде" Москва, пожалуй, не видела такого вип-трэша. У нее нет рогов и копыт ("Это спецэффекты - дорого!" - объясняет она президентам), но без них видок у Людмилы Марковны еще фантастичнее ("Грудь тоже недешевая. Как настоящая - попробуйте!" - какие уж тут при таких делах рога...) Гурченко-Дьявол кутается в меха, нахлобучивает на парик военную фуражку, поет под фонограмму, а в финале выходит с сольным номером не песню Земфиры "Хочешь?!" (в собственном, конечно, исполнении) с кордебалетом монашек и проституток, поддерживающих ее многоментровый красный шлейф, обращаясь "Пожалуйста, только живи" и, уже от себя, с выкриками "Не уходи, не уходи!" к маске Путина.

Основной интерес спектакля как раз даже не в Гурченко - она довольно много играет, предыдущей ее ролью - с премьеры прошло чуть более полугода - была питерская балерина, у которой увела мужа рыбачка-колхозница:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/928257.html?nc=10
(ни в коем случае не в порядке саморекламы, но исключительно для более точного понимания настоящей записи рекомендую не пренебрегать этой ссылкой)

Интерес именно в президентах, которые хоть и не упомянуты поименно, но представлены конкретно, фото-масками. Маска Буша - дело обычное, маска Путина - если не смелость (за это все-таки не убивают пока), то большая редкость сегодня. В свое время в программе "Намедни" проходил репортаж о спектакле замечательного итальянца, лауреата Нобелевской премии Дарио Фо, который придумал историю о том, как Путин и Берлускони поменялись головами - но спектакль был поставлен в Италии, а для программы "Намедни" тот выпуск стал одним из последних. Пресняковы до сих пор на нобелевскую премию вроде бы не претендовали и потому в случае с "Пабом" просто самопоставились в формате КВН, как если бы его авторами вдруг стали журналисты "Новой газеты" - то есть шутки получились еще более плоскими и еще менее смешными. При этом, как и в "Изображая жертву", как и в "Терроризме", здесь у Пресняковых косвенно обыгрываются разные мифологические сюжеты: Прометей (Фидель Кастро, похитивший факел с олимпийским огнем), грехопадение (история о паре туристов из Украины, которые пытались украсть в заведении яблоко), Вечный Жид (рассказ бывшего посольского работника, вынужденного торговать игрушками для садо-мазо) и т.д.

Попытка увязать постмодернистские интеллектуальные игрища с форматом коммерческого театра нельзя сказать что совсем не удалась Пресняковым, а точнее, Гурченко как, насколько я понимаю, вдохновительнице проекта, но вышла еще более нескладной, чем обычно выходят спектакли по пьесам Пресняковых. То есть бенефис Гурченко все равно остается бенефисом Гурченко, все остальное - политическая сатира, культурологические аллюзии, а также музыка Фаустаса Латенаса (известного по спектаклям Някрошюса и Туминаса), костюмы Аллы Коженковой и художественное оформление Адомаса Яцовскиса (опять же позаимствованного у Туминаса) - явление в большей или меньшей степени прикладное. И исполнители - тоже. Ну, про кордебалет, предоставленной театром клоунады Терезы Дуровой, говорить нечего, хотя работают девочки как могут, одна из них, фактурная толстушка, даже имеет успех и получает на поклонах отдельные аплодисменты. Президента США играет Регимантас Адомайтис - поскольку до официальной премьеры еще почти месяц, оценивать его работу тоже рано. В роли британского премьер-министра дебютировал как театральный актер Михаил Шац - ничего выдающегося, но вполне успешно. Наибольшее внимание, после, разумеется, дьяволицы Марковны, привлекат играющий русского президента Денис Яковлев, говорящий достаточно высоким тембром и даже избавившись от фото-маски Путина остающийся в кимоно (для него и дуровского кордебалета придуман даже отдельный хореографический номер, стилизованный под боевые искусства, а когда к нему обращается Дьявол в лице Людмилы Гурченко, то фразу "зависит от настроения" Людмила Марковна ласково напевает президенту России на ухо на мотивчик "и хорошее настроение не покинет больше вас"). В роли хозяина Паба, в окровавленном переднике, выступает Юозас Будрайтис - его персонаж сам себя обозначает как Отец. В остальных персонажей, появляющихся в режиме "спешл гэст" по очереди - Фиделя Кастро, Саддама Хусейна, Ангелы Меркель - перевоплощается непременный участник всех самых заметных проектов по пьесам Пресняковых Виталий Хаев. С Меркель я, правда, не совсем понял: визуально она узнаваема, почему к ней обращаются в мужском роде, я тоже могу додумать (хотя немудрено и ошибиться), а вот символический смысл сюжета с переливанием воды Тихого океана в Атлантический и наоборот - именно этим занимается последний из персонажей Хаева, сделанный "под Меркель" - от меня, признаться, ускользнул.

Но, может, и не было там никакого символического смысла, в конце концов жанр пьесы определяется авторами как "мистическая драма-комикс". Настораживает, однако, что последний раз слово "комикс" в подзаголовке спектакля, если не ошибаюсь, встречалось у Нины Чусовой в проекте "Америка, часть вторая" на Другой сцене "Современника" по пьесе Срблянович, тоже задуманном как громкий и пафосный, на деле обернувшийся катастрофическим даже на фоне остальных неудач Чусовой провалом. Зато "комикс" избавляет авторов-режиссеров от лишних вопросов и по поводу сюжетно-комозиционной нестройности произведения (битый час Гурченко доказывает Шацу, Адомайтису и Яковлеву, что она - Дьявол, а потом на скорую руку проводит "пятиминутку" по основному, казалось бы, вопросу о Конце Света), и насчет некоторых не до конца ясных решений того или иного образа (например, посольский работник, рекламирующий хлыстик для садомазохистов и показывающий на себе принцип его действия - лысый очкарик с огромным родимым пятном на голове), и само место действия - Португалия. Сколь ни была бы это Португалия условна - почему именно она? Лично я, если бы решил писать пьесу о Конце Света (не дай Бог - не в смысле не дай Бог Конца Света, а не дай Бог мне начать пьесы писать), тоже поместил персонажей в Португалии. Это ведь, кажется, последний заповедник прежней Европы, почти не тронутый тем Апокалипсисом, который Европа переживает (и на символическо-мифологическом, а на самом что ни на есть социальном уровне) прямо сейчас, и вместе с тем не изгаженный советской оккупацией. Но это не объясняет, чем руководствовались в выборе Португалии братья Пресняковы. А чем руководствовалась в выборе пьесы братьев Пресняковых Людмила Марковна - и подавно. Спеть Путину земфирино "Хочешь?" в красном платье с гигантским шлейфом она могла бы и без посредничества драматургов, а при желании не составило бы труда организовать для этого настоящего Путина вместо картонного.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments