Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Илиада. Песнь двадцать третья. Погребение Патрокла. Игры" в Школе драматического искусства

Спектакль Анатолия Васильева восстановил в "новой редакции" Игорь Яцко и в числе прочих голосов, хористов и танцоров занимает почетное место "сенсея", благо костюмы и пластика исполнителей античного текста стилизованы под Дальний Восток. Вообще-то попытка проследить логическую связь между движениями у-шу и Гомером в переложении Гнедича - дело, по-моему, безнадежное: декламация, хоры и упражнения с копьями, луками, мечами, арбалетами, кнутами, а также тросами и ленточками (хвостатый мальчик, участвующий в большинстве постановок ШДИ, с четверть часа кружит с голубым шелковым полотнищем на палочках), даже с тележками, наполненными детскими трупиками и танцами фиолетовых мадонн с младенцами, существуют в трехчасовом действе если и не совсем отдельно друг от друга, то объединенные исключительно общим ритмом, но никак не словом и уж тем более не его содержанием. И если главным создателем этого мероприятия считать - а так было бы справедливее всего - не Васильева, не Яцко, и уж конечно не Гомера пополам с Гнедичем, а композитора Владимира Мартынова, скромно обозначенного автором "сочинения для хора" - тогда "Илиада" в ШДИ воспринимается более адекватно. Хоры действительно великолепны, все остальное, и занимательное по-своему, и скучное, и попросту смехотворное - явление прикладное, причем не всегда обязательное, а зачастую явно избыточное. Композиция спектакля, впрочем, выстроена таким образом, что в финале, после фрагментов Песни 23-й, возвращается к самому началу "Илиады": в качестве гимна звучат первые строки "Гнев, о богиня, воспой..." ну и так далее. Что лишний раз подчеркивает (наряду с тем, что в названии фигурирует "песнь") ритуальный, мистериальный характер представления, точнее сказать, оратории для театра. Почему этот театр "школа" - понятно, почему "драматического искусства" - для меня каждый раз загадка, поскольку к драме происходящее отношения не имеет. Зато если идею развивать далее и еще более радикально, можно было бы поставить, к примеру, "Оптимистическую трагедию" в формате практик культа вуду (в другом формате эту пьесу все равно вряд ли кто-нибудь когда-нибудь уже поставит), благо в каком другом заведении, а в этом массовки предостаточно - в "Илиаде" исполнителей занято больше, чем присутствует зрителей при этом.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments