Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Рэмбо IV" реж. С.Сталлоне

В пафосных заклинаниях героя Сталлоне про "долг" и "призвание", увы, ничуть не больше искусства, чем в велеречивых словесах персонажей какого-нибудь Редфорда о так называемых "правах человека", и тем не менее - не все измеряется в эстетических категориях. Да и болтает Рэмбо куда как меньше либерального профессора политологии. За полтора часа без малого Сталлоне произносит слов тридцать или что-то около того, предпочитая стрелять и взрывать без предупреждения.

Рэмбо и Рокки были героями видеосалонов времен моего пионерского детства. Однако "Первую кровь" я смотрел, как ни странно, на большом экране. В 1990 году, когда цивилизованный мир опрометчиво откликнулся на "мирные инициативы Советского Союза", на экраны тогда еще не превратившихся в мебельные салоны кинотеатров вышли одновременно сразу несколько "блокбастеров" разных лет: "Робот-полицейский", "Звездные войны" (почему-то только эпизод "Империя наносит ответный удар"), "Рэмбо. Первая кровь" - обычный билет в кино тогда стоил от 10 до 30 копеек, а на эти фильмы (и в их числе почему-то на "Псы" Дмитрия Светозарова - первый, получается, коммерческий российский фильм) - по полтора рубля. Я себе представлял, что "Рэмбо" - это боевик, и удивился, что "Первая кровь" - полноценная и довольно глубокая драма, где есть характер и судьба.

В 90-е годы Рокки и Рэмбо не были востребованы, а Сталлоне списали в комедианты-неудачники. Но вопреки общей тенденции (а общая тенденция, увы, оптимизма не внушает), спрос на них, наравне с востребованностью таких фильмов, как "Королевство", возвращается.

Характер у Джона Рэмбо прежний, разве что еще больше испортился - герой окончательно разочарован в западной цивилизации, за которую он сражался и которая оказалась такой неблагодарной, и пробавляется тем, что ловит ядовитых змей в юго-восточной азии, то есть, по его меркам, занимается делом мирным и безобидным. С судьбой его тоже все более-менее ясно. Так что насчет сценария Сталлоне не заморачивался - его следов в готовом продукте почти не видно. Кучка полоумных протестантов шляется по джунглям в поисках больных и страждущих жертв геноцида. К Рэмбо они обращаются за помощью - проводить их до места, куда они везут лекарства и молитвенники. Я уж не спрашиваю, зачем безногим жертвам геноцида, не понимающим ни слова по-английски, протестантские песенки - трудно даже понять, зачем им врачебная помощь, особенно стоматологическая, им и есть-то нечего, да и жить осталось недолго. То есть прекраснодушные гуманисты оказывают помощь больше для собственного удовольствия, чем для пользы дела. Познавший всю скорбь мира мудрый Рэмбо это, естественно, понимает. Между ним и гуманистами происходит следующий, ключевой для идеологии фильма диалог:
- Мы хотим что-то изменить
- Вы взяли с собой оружие?
- Конечно, нет!
- Вы ничего не сможете изменить.
Сказал - как отрезал. Тем не менее Рэмбо все-таки мужик и повелся на уговоры блондинки из команды гуманистов. Ох и натерпелся он по дороге к заброшенной деревне жертв геноцида - по дороге на их лодку напали местные бандиты, хотели всех перерезать. Пока гуманисты пытались всеобщим, прямым и тайным голосованием решить, с какими переговорными предложениями обратиться к бандитам, Рэмбо тех в одиночку перебил, после чего руководитель группы гуманистов с возмущением пообещал ему доложить куда следует о жестоком убийстве мирных жителей. Благополучно добравшись до места, гуманисты так же благополучно попали в плен военным, напавшим на деревню, а Рэмбо в компании наемников отправился их выручать. Спасательная операция, которой посвящена вся вторая половина фильма, сводится к старомодному мочилову, которое на фоне последних достижений гонконгских и корейских боевиков, в том числе и совместного с Голливудом производства, смотрится, как это не печально, запоздалым приветом 80-м (подумать только - какой удар в спину от косоглазых).

Полагаю, Сталлоне вполне осознанно заимствовал некоторые решения из "Апокалипсиса сегодня" Копполы. И хотя "Рэмбо 4", конечно, на выдающееся явление мирового киноискусства не тянет (впрочем, и не претендует), осмелюсь высказать мнение, что к сути "Сердца тьмы" Конрада, на основе которого Коппола сочинял свой шедевр, Сталлоне подобрался ближе, поскольку она намного проще, если не заморачиваться насчет мифологизма, психологизма и всего остального, что делает копполовский "Апокалипсис" классикой и без чего "Рэмбо" остается всего лишь киноплакатом. На плакате этом, однако - простой, но важный лозунг. Даже первая часть фильма, где режиссер еще пытался сохранить какие-то рудименты сюжета и характеров, нужна только для того, чтобы подчеркнуть особый смысл, который вложен в сцену из второй части, когда главный белый гуманист, противник любого насилия, даже в целях самозащиты, собственноручно пробивает врагу голову булыжником: без оружия ничего не изменить. Правда, ситуация в мире зашла так далеко, что, глядя правде в глаза, приходится признать - с оружием уже тоже ничего не изменить. Привлекательность же образа Рэмбо - а она со времен моего пионерского детства возросла многократно! - в том, что он все-таки не сдается. А в кино даже и побеждает. Есть в этом какой-то прекрасный в своей вопиющей несовременности, в противостоянии новейшим политическим установкам посыл, напоминающий симоновское: "Так убей же хоть одного, так убей же его скорей, сколько раз увидишь его, столько раз его и убей!" - "если дорог тебе твой дом", конечно.Кстати, про дом - в эпилоге Рэмбо спустя много лет все же возвращается в Америку. Отца живым не застал, но могиле его поклонился - любовь к отеческим гробам тоже в тему.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments