Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Белый кролик" М.Чейз в МХТ, реж. Е.Каменькович

Есть мнение, что спектакль нельзя смотреть не то что на прогоне, но даже на премьере и сразу после: актеры должны его "наиграть". Есть другое мнение: если задумка изначально неудачна, то прогресса ждать не стоит. На самом деле, одно другому не противоречит, но на практике лично я предпочитаю исходить все-таки из второго варианта, руководствуясь в том числе и соображением, что сегодня многие спектакли попросту не доживают до двадцатого или даже десятого представления, и иные и до официальной премьеры. Такая судьба, например, постигла предыдущую работу Андрея Мягкова, которую он делал в качестве режиссера - "Осенний чарльстон" так и не вышел, Табаков вынес вердикт "мы не настолько бедные, чтобы выпускать откровенную халтуру" - и спектакль закрыли. Посмотреть я его так и не успел, хотя подозреваю, что у Табакова для подобных резких оцений были основания. Мягкову вообще не очень везет - играет он мало, надежды, возлагавшиеся на "Мещан" Серебренникова с ним в главной роли, на мой взгляд, не оправдались, хотя спектакль и идет уже четыре года. У "Белого кролика", судя по всему, перспективы тоже сомнительные, хотя премьера все же состоится. И тем не менее приятно хотя бы просто увидеть Андрея Мягкова не в оцифрованно-мумифицированном виде на киноэкране, а живого и настоящего. Пуская и не в очень удачной роли, не в очень удачном спектакле.

Герой Мягкова, Элвуд - благодушный безобидный чудик, у которого, несмотря на неюный его возраст, есть "воображаемый друг", двухметровый белый кролик по имени Гарви. Еще у Элвуда есть родная сестра (ее играет Анастасия Вознесенская - увы, она не в самой лучшей форме, и даже если впоследствии подучит текст, вряд ли это спасет роль) и племянница. Поскольку покойная мать завещала дом и все деньги сыну, родственнички пытаются запрятать Элвуда в психушку, а дом продать. В связи с этим происходят разные комические неувязки вроде того, что сестру, которая привезла брата в дурдом, приняли за полоумную, а брата с его белым кроликом - за нормального, и заперли в клинике с последующими процедурами именно ее, а его отпустили. Пьеса Мэри Чейз, в сущности, всего лишь комедия положений, хотя и чуть более сложная в сравнении с другими образцами этого жанра, поскольку в ней несколько сюжетных линий и затрагиваются проблемы доверия между людьми, ответственности за близких и, самое главное, необходимости доли фантазии в отношениях с реальностью, поскольку фантазии - тоже реальны, только иначе, чем реальность бытовая и повседневная. Белый кролик материализуется из воображения героя и предстает перед зрителем то в виде тени за полупрозрачным задником декорации, а то и воочию, в образе артиста на ходулях.

Предполагается, что Элвуд - персонаж эксцентричный, а окружают его люди, лишенные воображения. Но у Каменьковича отчего-то получилось все наоборот: герой сдержан в эмоциях и ведет себя совершенно естественно, в то время как остальные - настоящие психопаты, главврач, профессор психиатрии, носит хвостик с бантиком а ля Карл Лагерфельд, его жена истерит, пьет и прячется под столом, медсестра на столе танцует стриптиз, санитар и вовсе настоящий сентиментальный садист, получающий удовольствие от "процедур", которым он подвергает пациентов, а в часы досуга музицирующий на арфе. Играть это, по-хорошему, можно только на антрепризных штампах - но у занятых в постановке актеров таких штампов нет, а оригинального рисунка роли режиссер для них не придумал. Главный же герой вышел в силу отсутствия ярко выраженных комических черт невзрачным и в то же время недостаточно трогательным. В результате комический эффект почти полностью снимается. Судя по последовательности, с которой эта концепция проводится через весь более чем трехчасовой спектакль, так и было задумано постановщиком. Об этом свидетельствет и жанровый подзаголовок: "Некомедия". В этой "некомедии" полноценным драматическим образом оказывается только ассистент профессора - его играет Максим Матвеев, до недавнего времени тоже не хватавший звезд с неба, но киношный опыт пошел ему на пользу и он как раз работает в "антрепризном" ключе если и не осознанно, то по результату достойно. Остальные только пытаются, но выглядят по большей части нелепо.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments