Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Мартин Иден" Дж.Лондона в РАМТе, реж. Андрей Васильев

Я придумал для себя один простой, но во многих случаях спасительный прием. Когда я сижу на спектакле и вижу нечто никуда не годное, я вспоминаю "хохмо-драму" Виталия Безрукова "Ведьма" по мотивам (якобы) рассказов Чехова, и в сравнении с ней новые непотребства кажутся уже не такими ужасными, поскольку придумать что-то ужаснее безруковской "Ведьмы" сложно. Я смотрел "Ведьму" на премьере, почти семь лет назад, но, думаю, надо сходить на нее еще раз, потому что в последнее время прием все чаще не срабатывает. По крайней мере с "Мартина Идена" я вышел в полной уверенности, что ничего более профессионально беспомощного я в своей жизни никогда на сцене не видел.

Многофигурный эпос Джека Лондона Васильев инсценировал в камерном формате - на семерых актеров - и в условно-игровом ключе. Художник Виктор Шилькрот воздвиг в центре сцены квадратный помост - на вид почти в точности такой, как в "451 по Фаренгейту" Шапиро, только с поверхностью, разрисованной под паркет (причем рисунок этого "паркета" повторяет тот, которым выложен настоящий паркет в фойе РАМТа). Кроме того, Шилькрот припас для зрителей массу других сценографических сюрпризов: падающий прямо на героя книжный шкаф, спрятанная за занавеской задника (немногочисленные зрители сидят прямо на сцене, спиной к партеру) куча мешков от пола до потолка, сам подиум тоже то и дело двигается, крутится, трансформируется, принимает вертикальное положение, приоткрывая люк, откуда валит дым или пар, и т.д и т.д.

Если можно было бы убрать из постановки текст и артистов, а оставить только все эти примочки от художника-постановщика, спектакль нисколько бы не потерял в содержании, потому что Васильев извлек из романа только самую-самую поверхностную сюжетную линию: сначала простой парень Мартин, случайно попавший в богатый дом, полюбил образованную девушку Руфь, но он хотел стать писателем, а она требовала найти более доходное дело и в итоге бросила, потом он разбогател на гонорарах и уже она попыталась к нему вернуться, и теперь он отверг ее, осознал, что стал не тем Мартином, что прежде, после чего покончил с собой. Усложнить историю, пересказанную на таком примитивном уровне, Васильев попытался за счет мотива "раздвоения личности" (все-таки Мартин Иден действительно переживает ближе к финалу "кризис самоидентификации"), но не придумал для этого ничего лучше, как сделать вторым после Мартина главным действующим лицом спектакля персонажа, обозначенного в программке как Масляная Рожа. Джимми-Масляная рожа был старше Мартина на пару лет, они росли вместе и Джимми постоянно Мартина колотил. Из фантома детских воспоминаний Масляная Рожа волей постановщика реализуется в образе внутреннего альтер эго главного героя и одновременно как некий "человек от театра". В качестве первого Рожа время от времени вступает с героем в воображаемый диалог, в качестве второго комментирует происходящее (впрочем, Васильев вообще раскидал бездумно и крайне неудачно авторский текст Лондона между остальными персонажами). При этом Сергей Печенкин в роли этой самой Масляной Рожи - единственная хоть сколько-нибудь осмысленная актерская работа в спектакле, хотя меньше чем за полтора года, прошедших с премьеры "Сказок на всякий случай", где я обратил внимание на него впервые, он как-то слишком заметно повзрослел (говорят, дети растут быстро - но молодые актеры старятся еще быстрее). Остальные роли, особенно две женские, просто провалены, все играют на одной истерической краске и еще зачем-то по несколько раз повторяют одни и те же реплики, подобно фрикам из фильмов Киры Муратовой. Не могу представить, каким будет Мартин Иден у играющего его в другом составе Дениса Шведова, но Роман Степенский не отыгрывает не только внутренней драмы героя, но даже внешней интриги, он с начала до конца действия одинаково нелепый, нескладный, несимпатичный, в нем нет и намека на романтику. А ведь Мартин Иден - моряк, поэт, влюбленный - человек изначально романтических идеалов, а его история - история крушения этих идеалов в результате, в числе прочего, помимо внутренних противоречий героя, неразрешимого конфликта книжной культуры и повседневной бытовой реальности, но в инсценировке Васильева не нашлось места ни для идеалов, ни, соответственно, для их крушения, ни для причин крушения, в связи с чем причина самоубийства героя так же непонятна, как и причина его восхождения к славе. Будто в насмешку над собой и над зрителем инсценировщик поставил к спектаклю подзаголовок "история успеха". На все про все для этой "истории" у Васильева нашлась одна "символическая" находка. Впервые появившись в доме Артура и Руфи, Мартин Иден никак не может устоять на ногах, скользит по паркету, падает, поднимается и снова падает, в то время как для остальных такой проблемы нет. После того, как в судьбе Мартина происходит перелом, он, наоборот, стоит на ногах нарочито крепко, в то время как Руфь скользит и падает. Что должно символизировать подобная "неустойчивость" Руфи - то ли нетвердость ее моральных принципов, то ли просто "зеркальный" принцип композиции спектакля - не совсем ясно, тем более, что, в сущности, превращать Руфь в американскую версию Татьяны Лариной, мягко говоря, обоснованных оснований нет. Короткий - чуть более двух часов с антрактом - спектакль смотреть невыносимо скучно, до такой степени он вышел бессодержательным и предсказуемым. Чтобы как-то скрасить мучительное томление публики, режиссер, помня, что адресованы рамтовские спектакли в первую очередь молодому зрителю, пробует развлечь юношество понятными, на его взгляд, молодежи деталями: рокерскими и электронными музыкальными вставками (хотя лейтмотивом все-таки делает тему бетховенского "Сурка", которую наигрывает на губной гармошке Масляная Рожа), сленговыми добавками в реплики персонажей, продающимися сейчас в переходах метро маленькими магнитиками, с которыми забавляется Артур, в какой-то момент он даже напяливает на героев клоунские колпаки. Не помогает, безнадежный случай.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments