Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Иванов" по А.Чехову, Небольшой драматический театр, СПб, реж. Лев Эренбург

Когда два года назад на "Золотую маску" привозили эренбурговское "На дне", я обратил внимание на явное присутствие в зале небольшой, но очень активной группы "фанов", смеющихся и аплодирующих на каждый "ударный" эпизод, в то время как большая и неподготовленная часть публики взирала на происходящее в полном недоумении:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/579145.html?nc=8

Теперь я точно знаю, что так оно и есть - история повторилась на "Иванове". На сцене тоже все было очень похоже, но с важным отличием. В "На дне" вообще ничего нельзя было понять - ни кто есть кто, ни что происходит. В "Иванове", тоже переписанном, тем не менее сохраняется в ключевых моментах исходный сюжет. Но от этого делается еще противнее.

Я и для себя, и для тех, кто мои записи читает, хотел бы точно определиться, что именно мне в спектаклях Эренбурга (и не только, но речь в данном случае о нем) кажется отвратительным. Подход "опять евреи надругались над великой русской классикой, кругом одна пошлятина, чернуха и бездуховность" - это совсем не ко мне. С текстом, как мне представляется, режиссер может делать все, что угодно - никаких ограничений на этапе рождения спектакля нет, если результат оправдывает использованные приемы. Скажем, Жолдак порой действует куда радикальнее, он попросту взрывает текст. Но из взрыва, который он устраивает, высвобождается колоссальная энергия, которая поражает зрителя. Такой взрыв может сбивать с ног, ослеплять, обжигать - но это сильно, это по-настоящму смело, и это интересно. У Эренбурга тоже ничего не остается от текста, но не в результате "взрыва", в его спектаклях материал разлагается медленно, распадается, как в процессе гниения. Наверное, и на продукты такого рода распада найдется свой любитель - но мне наблюдать, как на моих глазах разлагается, погибает, как от раковой опухоли, хорошая, изначально здоровая, любимая пьеса - неприятно. А главное, такого рода распад не предполагает ничего, кроме зловония.

Шабельский, говоря, что "загрыз" Сарру, кусает ее. Через некоторое время уже Сарра кусает Шабельского за палец - до крови. Иванов дергает Сашу за ухо. Та его в ответ хватает за промежность. Львов плюет в Иванова, попадает в Шабельского. Боркин кусает Иванова за язык (!). При этом произносятся какие-то слова, но слушать их неинтересно, поскольку действуют персонажи Эренбурга исключительно на уровне рефлексов и физиологии, они все время либо купаются, либо кусаются, либо плюются, либо дерутся, либо совокупляются, либо испражняются. В первом акте за задником установлена надувная ванночка, из которой сначала появляется голый, если не считать рыболовной сети на голове, Боркин, затем туда же, скинув халат, плюхнется Иванов, а за ним, прямо в одежде, Львов. Граф Шабельский прячет в собачьей будке выпивку и закусывает костями из миски пса, которого, судя по всему, тоже зовут Граф. Иванов, едва увидит Марфу Егоровну - так сразу лезет с головой ей под юбку. А Марфа Егоровна пытается повеситься на гардине в доме Лебедевых. Шабельский заявляется на свадьбу в дамской ночнушке и, спустив панталоны, пытается наложить на коврик Лебедевых кучу.

Иногда кажется, что Боркин влюблен в Сарру. Порой складывается впечатление, что Марфа Егоровна без ума от Иванова. Музыкальный лейтмотив спектакля - романс "Я здесь, Инезилья" - может, это намек на то, что Иванов ассоциируется с Дон Жуаном? Но Эренбург всячески противодействует любым попыткам осмыслить происходящее на сцене рационально. Доктор Львов колет морфий себе и Иванову, а сам еще и запивает спиртом из банки. Иванов чистит рыбу, бросая кишки в кастрюлю, а выпотрошенную рыбу - туда же, рыба начинает бултыхаться, Сарра принимается в нее палить из пистолета, а потом засовывает его себе в рот с видимым намерением застрелиться - "Жидовка, ты умрешь скоро, доктор сказал" - "отговаривает" ее от самоубийства Иванов, да так успешно, что между ними вновь вспыхивает страсть, увы, запоздалая, потому что когда погасший свет загорится снова, Львов сообщит, что Сарры не стало год назад, а Иванов женится на Саше. Иногда режиссерские фантазии доходят до дикости совершенно невообразимой: Сашенька проделывает дыру каблуком туфли в бутылке, завернутой в чулок, наливает через трещину в туфлю, из которой пьет Иванов - что это?!

Кроме всего прочего, Эренбург выстраивает вокруг "чеховского" (если о Чехове тут вообще уместно говорить) сюжета рамочную конструкцию. Действие начинается в доме... родителей Сарры. Старый еврей после молитвы вспоминает блудную дочь. Старая еврейка его утешает. Они говорят о том, что хорошо бы увидеть Святую Землю, читают письма дочери, скучают по ней, причем говорят, само собой, по-русски, с анекдотическим местечковым акцентом, поют навзрыд "Степь да степь кругом". Еврейская тема, которая в "Иванове" важна, но в совершенно другом аспекте, у Эренбурга поворачивается, как и все остальное, непонятным образом. "Плакать идите к Стене Плача" - злобно говорит вылезший из собачьей будки Шабельский Саре. Но это не мешает им тут же обняться и запеть дуэтом. А после финальной (по Чехову) развязки, когда Иванов стреляет в себя и его окровавленные мозги брызгами разлетаются, оставляя живописной пятно на зеленом заднике, мы вновь возвращаемся к старым евреям. "Сара глядит на нас с неба и все прощает" - утешаются старики (видимо, а они тоже вслед за дочерью веру переменили?!), и отец, умирая, просит жену сделать ему новую дочь. Эта перспектива старичков ужасно веселит и они начинают смеяться.

Может, мне это только послышалось - хорошо, если так - но в какой-то момент Иванов назвал Сашу - Машенькой. Да и в самом деле, какая разница - Саша, Маша... Мозги-то все равно на стенке. А плакать идите к Стене Плача.

АПД. Не послышалось. Рядом со мной сидела девушка с радио и записывала спектакль на цифровой диктофон. По моей просьбе она уточнила по расшифровке своей записи - действительно, Сашеньку Иванов Машенькой назвал.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments