Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Поздняя любовь" В.Мухарьямова по И.Б.Зингеру, реж. Е.Арье

Год назад практически день в день должны были состояться сразу две московские премьеры этой пьесы (новелла Зингера все-таки довольно сильно переписана, чтобы назвать результат всего лишь "инсценировкой"). Одна, в филиале театра им. А.Пушкина, благополучно и в срок состоялась:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/763785.html?mode=reply

А другая, хотя спектакль Арье сделан был раньше и игрался уже и в Израиле, и в Украине, была отменена. По слухам, из-за Андрея Урганта, хотя из трех действующих лиц его персонаж наименее значимый. Теперь ее сыграли для мало приспособленной к драматическим, да еще антрепризным спектаклям сцене театра им. К.Станиславского и В.Немировича-Данченко в рамках фестиваля имени Соломона Михоэлса. Фестивалю в этом году 10 лет, но статус у него довольно странный: с одной стороны - вся еврейская тусовка от Глуза до Гербер (впрочем, без Аллы Ефремовны такие тусовки вообще не имели бы смысла) и даже с приветствием от Медведева, с другой - очень скромный, если выражаться дипломатично, масштаб и, что особенно странно, уровень, причем несмотря на наличие популярных имен. Открывались Эйфманом, а кульминацией - на два вечера растянутой - сделали спектакль с Леонидом Каневским, Кларой Новиковой и Эммануилом Виторганом, давно уже заменившим в этом проекте Урганта. Организация еврейского фестиваля, однако - совершенно русская, с огромным количеством ответственных лиц и полной неразберихой. Тех, кто меня приглашал, я не только не смог найти на входе, но никто даже их имен не знал. Зато меня признала милейшая супруга Виторгана, без проблем вручившая мне приглашение, хотя как раз с ней мы ни о чем таком не договаривались.

Мне хотелось посмотреть этот спектакль из-за Новиковой - Клара Борисовна рассчитывала сыграть его Москве еще к своему позапрошлогоднему юбилею. Можно было предположить, что Новикова сыграет Этель как "тетю Соню". Но на самом деле ее героиня скорее напоминает образ из монолога "Не пойдем сегодня на пляж" (не замученную бытом актрису, а персонажа, которого она пытается изобразить вопреки собственному настроению) - благо действие происходит в Майами. И хотя это предсказуемо и несколько однообразно, зато, в отличие от того, как сыграла Нина Попова в спектакле Мокеева, Новикова у Арье не провоцирует вопросов, каким образом 57-летняя еврейка (сама-то Клара Борисовна еще старше, но выглядит превосходно, как всегда) за один только вечер перевернула жизнь 82-летнего героя Каневского и превратила одинокого старика в "жениха". Вот где уместны сравнения с Суламифь, реминисценции из "Песни песней" Гарри у Каневского вышел таким же предсказуемым, но и таким же "живым", в отличие от какого-то "бесплотного" Ясуловича (и я бы не сказал, что евреи у Каневского всегда одинаковые - его Мендель Крик в "Городе" того же Арье был очень колоритным, но совсем другим). Ненавязчивые режиссерские приемы - чисто антрепризного пошиба: выпив, персонажи поют и танцуют (в ход идет "Хава Нагила", разумеется), а когда Гарри-Каневский рассказывает Марку-Виторгану про Этель, цитируя "Песнь песней", Новикова в "историческом" костюме (в отличие от вечернего платья, в котором она появляется в "бытовых" эпизодах) проходит по авансцене. Если бы еще площадка больше соответствовала камерному, в сущности, спектаклю, а подзвучка не делала бы звучание речи исполнителей таким противоестественным, можно было бы считать, что премьера прошла удачно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments