Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Корова" А.Платонова в "Школе драматического искусства", реж. Д.Крымов

В зале "Манеж" расчищено пространство, зрители, обутые в галоши, размещаются на крытой зеленой клеенкой "косогоре", а все остальное помещение становится сценической площадкой для пяти исполнителей из числа крымовских студентов и четверых музыкантов. Музыки в "Корове" много, и очень точно подобранной: от песенки из репертуара дуэта Утесовых, попадающей точно в тему ("если б жизнь твою коровью исковеркали б любовью...") до популярных мелодий, которые "ловятся" радиоприемником отца главного героя, школьника Васи. Правда, Вась в спектакле два - взрослый, который рассказывает историю коровы, бросившейся под поезд после того, как ее теленка сдали на мясо, и маленький, ученик 4-го класса. Васю маленького играет актриса-травести, и несмотря даже на вполне очевидный иронический контекст этого приема, само по себе такое решение кажется для эстетики Крымова несколько инородным. Как и попытка увязать рожденные необыкновенной крымовской фантазией образы в линейную повествовательную конструкцию - она только нарушает целостность спектакля, который в этом плане отчасти уступает его предыдущим постановкам - "Донкий Хот" и "Демон. Вид сверху", спокойно обходившиеся практически без литературного текста. Зато отлично придумано, что корова - молодая стройная актриса, в красной беретке по моде 20-30-х годов. Сочиненные Крымовым визуальные метафоры самодостаточно и гениальны в своей простоте и не нуждаются в дополнительных речевых характеристиках: надутая резиновая перчатка становится коровьем выменем - казалось бы, очевидный, лежащий на поверхности ход, но можно лишь удивляться, как он пришел художнику в голову. Над головами зрителей пролетают на веревочках железнодорожные составы, на вывешенные для просушки пододеяльники проецируются видеоизображения, в том числе и совершенно сюрреалистические (товарняк, везущий огромные бюсты Ленина и Пушкина, античные статуи и даже Мавзолей с Красной площади). Вообще по насыщенности метафорами и символами, по поэтичности и субъективному восприятию реальности "Корова" напоминает фильмы Гиллиама ("Страна приливов") или Кустурицы ("Жизнь как чудо") - возможно, совпадение чисто случайное, вызванное некоторым внешним сюжетным сходством (мир детских фантазий, корова, железная дорога, паровозы) - вряд ли режиссер к этому сходству стремился нарочно, но упомянутые картины наверняка видел и так или иначе держал в памяти. Благодаря сочетанию наивности и изысканности "Корова" не превращается в сопливую притчу - платоновская история пересказана иронично, местами просто весело, не только не теряя при этом глубины, но и приобретая с использованием самых разных театральных техник (кукольной, теневой и т.д.) дополнительные измерения.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments