Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Бергман против Стриндберга", реж. Евгения Горелик (проект "Твой шанс" в ТЦ "На Страстном")

Совпадение чисто случайное и с ужастиком "Чужие против Хищника" у данного проекта ничего общего нет, более того, само противопоставление здесь имеет совершенно иной смысл. Евгения Горелик - руководитель Стокгольмского университетского театра - поставила с двумя шведскими актерами и двумя московскими актрисами-студентками (Мастерская Олега Кудряшова в РАТИ) диптих, отталкиваясь от идеи фильма Бергмана "Как в зеркале" и взяв за основу две не связанные сюжетно, но очень сходные во многих отношениях пьесы: "Последний крик" Бергмана - фантазия-реконструкция встречи киномагната с талантливым, но неудачливым кинорежиссером, его давним знакомым;"Сильнейшая" - беседа за столиком кафе двух бывших подруг-актрис, одна из которых сумела удержать мужа вопреки его увлечению другой и вместе с тем сохранить свой статус в театре, тогда как другая, будучи более искренней и менее "гибкой", осталась и без работы, и без любимого мужчины. В обоих случаях беседы ведут люди творческих профессий, перемешивая, порой не различия вопросы эстетики и этики, и там и там эта беседа происходит в форме монолога (у Стринберга говорит только дама Икс - "сильнейшая" - а дама Игрек, одинокая и безработная, не произносит ни слова; у Бергмана - только кинорежиссер, продюсер не отвечает ему никак, и только в начале и в конце коротко отдает распоряжение секретарше) - то есть "зеркальная" концепция в данном случае оправданна и определенно имеет смысл. Правда, реализована она на уровне студенческом, если не школьном (Елена Лабутина в роли Игрек хоть и молчит с начала и до конца, но все-таки ее присутствие кажется более осмысленным, чем то, как разыгрывает свой монолог Икс Нина Филимошкина. В бергмановском первом акте картина примерно та же, разве что чуть получше, но все равно - молчание Мартина Вельтона (киномагнат Чарльз Магнуссон) оказывается едва ли не содержательнее, чем представление, которое устраивает для его персонажа Матти Бустедт (он играет режиссера Георга аф Клекера) - но тут имеется еще и просчет на уровне постановщика: конечно, играть Бергмана всерьез, с философско-романтическим пафосом представлять образ непризнанного гения, маргинала, свободолюбиого алкоголика (режиссер больше часа распинается, не получая ответа, перед директором киностудии - он пытается убедить его запустить проект на основе "Жюстины" Маркиза де Сада и пускает в ход все средства, от напоминаний об общей веселой юности до попыток доказать преимущества своих предложений, от унижений до угроз) - великий соблазн, но для того, чтобы тебя при этом всерьез воспринимали, надо работать на соответствующем уровне актерского мастерства, да и внутренним человеческим содержанием быть адекватным природе материала тоже. Средним студентам-актерам такое вряд ли под силу, для них логичнее было бы отнестись с иронией к обоим персонажам, а не только к молчаливому буржую от кино (престранное существо девического пола, сидевшее рядом со мной и восторженно фотографировавшее каждое движение исполнителей, чтобы не путаться в шведских именах, для удобства определило героев драмы Бергмана
как "Активный" и "Пассивный"), показать его хотя бы чуточку нелепым, чуточку смешным в его бескорыстном творческом горении - и самим, глядишь, было бы интереснее, и зрителям.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments