Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Наркоз" реж. Джоби Хэролд

У меня есть как минимум две субъективных причины для придирок к этому и без того нескладному фильму. Во-первых, в силу моего былого профессионального интереса к творчеству Бориса Пильняка сюжет о заранее продуманном убийстве под предлогом медицинской операции, когда жертва масштабного заговора выдается за случайную врачебную неудачу, я не могу не связывать с "Повестью непогашенной луны", на фоне которой сценарий "Наркоза" выглядит неумелым плагиатом. А во-вторых, у меня, никуда не денешься, у самого восемь операций за плечами, и последние пять из них я пережил в более-менее сознательном возрасте, так что несмотря даже на то, что основной сюжетный ход (пациент во время операции бодрствует и, хотя не может пошевелиться, слышит все, о чем говорят врачи, а также и себя видит как бы со стороны, глазами вроде бы собственного призрака, отделившегося от тела) можно принять за условность (впрочем, говорят, аналогичные случаи и в самом деле время от времени наблюдаются), отдельные бытовые нелепости просто смехотворны (пациент ждал операции больше года, а волосы на месте разреза сбривают, когда он уже под наркозом - не знаю, может в американских клиниках так принято, но даже в советских больничках моего детства кожу готовили "под нож" более тщательно). А самое главное, конечно - Хайден Кристинсен как был бездарностью, так и остался, да и откуда взяться таланту, если Бог не дал - а очевидно это было еще на "Звездных войнах", где Кристенсен исключительно "торговал лицом" и ни на что другое оказался не годным. Экстерьер у него, правда, за прошедшие с тех пор несколько лет не попортился, и, пожалуй, стал чуть поинтереснее: лицо поуже, скулы поострее, глаза в связи с этим кажутся побольше - но что толку если надо играть драму, а играть мальчик не умеет, глазками только хлоп-хлоп - и все.

Герой Кристенсена - очень хороший, добрый и симпатичный молодой миллионер. Но с болезнью сердца, которую он пытается скрывать. Необходима пересадка сердца, но донора приходится ждать слишком долго. Тем временем герой влюбляется в помощницу своей матери, и готов жениться, но мать, потерявшая мужа, когда сын был еще маленьким, слишком опекает его и оберегает от всего, и свою помолвку парень скрывает до последнего. И все-таки решается, объявляет матери, что уходит и женится, а как только обряд бракосочетания совершается, тут же и донорское сердце подходящее находится. Мать не оставляет попыток сохранить свою власть и настаивает, чтобы операцию проводил ее знакомый врач, один из лучших американских кардиологов, но сын уверен, что лучше это сделает простой чернокожий врач, который однажды уже спас ему жизнь во время приступа и с которым они подружились, пока длилось ожидание донорского органа. И вот - постаревшая мать и новоиспеченная молодая жена ждут в приемной, а молодой миллионер ложится на операционный стол и оказывается в власти своего чернокожего друга. Однако наркоз действует странным образом - во время операции герой остается в сознании и с ужасом понимает, что его сейчас натуральным образом зарежут (точнее, сделают укол в донорское сердце и организм его отторгнет), и в "операции", но не медицинской, а бандитской, участвует и его "женушка", хорошая знакомая черного врача, вместе с которым они и спланировали дело: женить героя (поскольку "невестушку" играет Джессика Альба, отчасти мальчика-красавчика понять можно), потом убить, а наследство поделить. Все это парень, лежа на столе, выясняет благодаря тому, что дух его отделился от тела и ведет свое в полном смысле слова "независимое" расследования - причем как в настоящем, так и в прошлом.

Но тут происходит ключевой поворот сюжета, такой же, если следить за развитием внимательно, предсказуемый, как и раскрытый секрет врачей-убийц: С самого начала мать героя подозревает неладное, и хотя не знает правды, но сердцем чувствует, что дело нечисто. Вообще фильм надо было бы назвать "Сердце матери" (был когда-то такой сборник рассказов про Ленина), потому что подослав к убийцам в белых (в синих, но неважно) халатах шпиона-анестезиолога и раскрыв замысел преступников, но слишком поздно, когда сердце уже отторгнуто и остается только отключить тело сына от аппарата искусственного кровообращения, мать кончает с собой, а хороший белый доктор, отпихнув от уже мертвого тела пациента плохого черного, по-быстрому вынимает из нее сердце и вшивает ему. Мальчик, надо сказать, оживать не хочет - возвращаться к жизни после того, что он узнал о жене и друге, ему не к кому, и он предпочитает остаться в ином мире с матерью, с призраком которой его призрак очень трогательно беседует, пока врачи колдуют над их бездыханными телами в операционной. И в этот момент сценаристы наносят по зрителю роковой удар. То есть удар наносит мать - кочергой по затылку своего мужа: ее призрак рассказывает сыну, тоже призраку, что отец был вовсе не тем идеалом, который она всегда ставила ему в пример, был он жестоким и агрессивным, а до кучи еще и наркоманом, и в рождественский вечер он, порядочно нюхнув и переодевшись в костюм Санта Клауса, пытался напасть на сына, а любящая мать, защищая ребенка, убила мерзавца кочергой. То убийство осталось нераскрытым, зато новое, несостоявшееся, благодаря самопожертвованию матери, вышло наружу сразу же и все соучастники попались с поличным прямо в больнице. Белый доктор взял верх над черным, любящая мать - над неверной любовницей, а молодой красивый миллионер, надо думать, выжил и с удвоенной силой продолжил создавать новые рабочие места.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments