Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Ирония судьбы. Продолжение..." реж. Т.Бекмамбетов

По отзывам в сообществах складывалось ощущение, будто весь фильм - сплошной рекламный ролик. Наверное, если пялиться в экран с единственной целью дождаться рекламы, ее у Бекмамбетова действительно можно обнаружить много, причем даже там, где никто ничего не проплачивал. На самом же деле единственное, что режет глаз по-настоящему - это черно-желтый шарфик на шее у персонажа Сергея Безрукова, но даже он имеет объяснение по сюжету, поскольку герой руководит компанией мобильной связи и на этом построены многие повороты интриги (персонаж Хабенского выманивает его из квартиры Нади под предлогом, что жильцы дома вот-вот разломают передатчик на крыше, затем, когда тот поддался на провокацию и приехал, уже и в самом деле возмущенные жильцы ломают эту будку и т.д.). Вообще раздражает в фильме - а раздражает многое - не то, что авторы нафантазировали, а то, что они взяли из жизни. В фильме постоянно разговаривают по сотовому - но мы ведь действительно столько разговариваем (и уж мне-то, как многолетнему абоненту той самой компании, услугами которой пользуются все без исключения персонажи "Продолжения..." и в Москве, и в Петербурге, совсем непристало высказывать неудовольствие этим планом фильма - на зеркало неча пенять, даже если оно показывает правду за деньги). В фильме из Москвы в Петебург летают самолетами "Аэрофлота" - но даже если "Люфтганза" и в самом деле намного круче, этот маршрут она, надо признать, не обслуживает, и в этом смысле со времен рязановской "Иронии..." ничего не изменилось. Без майонеза в салате тоже не обойтись, вопрос только в том, какой это будет майонез - но, опять-таки, выбор героев (пускай даже он навязан им продюсерами) я разделяю, хотя сам обычно употребляю продукт подешевле. И так далее, и так далее. Но это только по поводу скрытой рекламы - она, в сущности, тут совсем не скрытая, во-первых, а во-вторых, хороший фильм реклама не портит, так же как плохой от ее отсутствия лучше не становится. И вот тут доходит очередь до вопроса более важного.

"Продолжение..." нельзя воспринимать ни как римейк, ни даже как сиквел. Строго говоря, римейком оно не является по определению, на сиквел похоже, но все-таки не то. Это фантазия на тему. Выполненная, как уже многие верно заметили, в формате не кинокартины, а новогоднего телепроекта, типа "старые комедии о главном" (кстати, не думаю, что мне только показалось присутствие в новой "Иронии судьбы..." элементов, помимо рязановского первоисточника, еще и других классических и сравнительно новых, но запомнившихся публике фильмов, вплоть до "Брата-2" и "Жары", ну и, само собой, собственно "Дозоров"). Так что киноведам с новинкой от Бекмамбетова делать нечего, пусть они лучше займутся "Дневным дозором" (фильм, при всех его, казалось бы, успехах, до сих пор не осмыслен на должном уровне - а ведь это произведение знаковое и очень непростое), а "Иронию судьбы-2" оставят социологам и культурологам как материал для исследования сдвигов в "дискурсах" и "парадигмах" - она к тому весьма располагает. Если же все-таки воспринимать ее просто зрительски, как кино, то, конечно, это не "законченное художественное целое", а постмодернистский микс нанизанных на хрестоматийный сюжетный каркас эпизодов разной степени качества. Некоторые мне очень понравились - замечательные (смешные и при этом очень достоверные) пьяные менты во главе с Романом Мадяновым. Некоторые показались слишком банальными (появление сантехника, который, оказывается, помог Косте Лукашину попасть в квартиру Нади) или оставили в недоумении (вся история с антенной на крыше, пограничник с собакой, жильцы и Нина Русланова в толпе, смертельные трюки на фоне купола Исаакиевского собора). Противоречивые чувства вызывает линия пьяного Деда-Мороза-Михаила Ефремова. С одной стороны, она выглядит глупо и дико. С другой, подводит к эпизоду, когда Костя, Надя-младшая и Ираклий разыгрывают для армянской семьи "русскую сказку" про зайчика, спящую красавицу и принца, а от этой сценки отказываться не хочется, она милая и смешная.

С актерами тоже получилось по-разному. Для начала - поколение оригинальной "Иронии судьбы" постарело, что естественно, но постарело неодинаково, что странно. Пани Барбара, как и говорит герой Андрея Мягкова, не изменилась вовсе, - надо отдать должное и актрисе, и гримерам, которые, в отличие от голливудских, последнее время все больше и больше лажающих (во что превратили Шэрон Стоун! а Николь Кидман!), закрасили все, что надо, но не сделали из живого человека в мумию, и, по всей видимости, новым технологиям - зато Надя вдруг заговорила с польским акцентом (логичнее было бы ее переозвучить, как в "исходнике"). Зато сам Женя Лукашин, как и его выжившие друзья по бане, увы, постарел слишком очевидно. И Ипполит тоже. Героиня Валентины Талызиной не просто постарела - она превратилась из простой, но обаятельной тетеньки в какую-то старую кошелку, и этому, помимо самой Валентины Илларионовны, поспособствовал режиссер - хотя без эпизодика, где Талызина пробует салат, можно было бы обойтись легко, а прежний статус Надиной подруги был бы в какой-то степени сохранен. Другую подругу, Таню, в отсутствии Ахеджаковой, пришлось услать в Израиль, откуда она якобы звонит Наде на мобильный (но голоса Ахеджаковой тоже нет).

Хабенский неубедительно играет пьяного - но поскольку его герой и в самом деле почти весь фильм, за исключением предфинальных сцен (после того, как армянин заставляет его опрокинуть рог вина или чего там еще), трезв, а опьянение только имитирует, это тоже оправданно. Безруков слишком привычно улыбается, но характер его персонажа-дельца понятен, при этом не одномерен: нормальный, в общем-то, человек, бизнесмен как бизнесмен, просто, надо думать, когда он из Владивостока приехал пробиваться, нелегко ему было, поэтому он такой. Лиза Боярская, конечно, не дотянула - но и не опозорилась, работа не выдающаяся, но приемлемая. Пьяный финн Хаапасало в "обезьяннике" и таинственный незнакомец-Вержбицкий на автобусной остановке, которого вместо Лукашина-младшего отправляют по ошибке в Москву, смущают больше.

Мне во всей этой истории, однако, самой интересной кажется не проблема соответствия "Продолжения..." первоисточнику, не наличие скрытой рекламы и не прочие частные вопросы, а основной посыл и отправная точка концепции новой "Иронии судьбы". Состоит она в том, что у героев фильма Рязанова, которые вроде бы совсем поладили, ничего не вышло. И озвучена она впервые не сейчас, а в проекте "Первый скорый", который, кстати, вслед за концертом Галкина и обращением Путина идет по телевизору, работающему и в квартире Нади, и в доме, на крыше которого стоит многострадальный передатчик сотовой связи (его, между прочим, сковырнули, чтобы восстановить телеприем, и связь оборвалась - такой вот внутренний конфликт интересов!) - тоже можно рассматривать как скрытую рекламу, но эти герои действительно могли смотреть только это. "Продолжение..." только развивает идею до объема полного метра и более-менее завершенного сюжета. А завершается он - и это, а вовсе не реклама, не возраст исполнителей и не новые персонажи - главное отличие нового фильма от прежнего - в буквальном смысле сказочно: куда прилетели и где оказались Костя и Надя-мл., в каком направлении едут в поезде Женя и Надя-ст. - непонятно, Москва и Петербург мистическим образом (через "настоящего" Деда Мороза-Михаила Ефремова) отождествляются. Решение показательное в первую очередь потому, что изначальный посыл "Иронии-2" исходит как раз из того, что у старого, советского московско-ленинградского романса настоящего хеппи-энда не было и быть не могло.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments