Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Мгла" реж. Фрэнк Дарабонт

Утро начинается с того, что на родовой домик героя во время бури падает дерево, посаженное еще его дедом, и разбивает окно. Соседу, чернокожему адвокату из города, который приезжает только на отдых и с которым главный герой находится в ссоре, везет еще меньше - другое дерево упало на его автомобиль. Оставив дома жену, герой с маленьким сыном и недоброжелателем-соседом отправляется в город. Попав в супермаркет, они уже не могут оттуда выйти, поскольку вокруг сгущается туман, а из тумана лезут чудовища, кусают и жрут всех подряд.

Первое, что бросается в глаза - прекрасные чудовища. Давно таких не видел. От гигантских щупалец, вид которых заставляет только догадываться, к какому же туловищу они прикреплены, до совершенно невероятных палеозавров, от насекомых, укус которых приводит к мгновенному отеку лица и мучительной смерти, до паукообразных, выпускающих жгучие нити-паутины, сдирающие, "сжигающие" с человека кожу (причем я бы не сказал, что в картине избыток натурализма - расчлененка показана эффектно, но в меру, хотя и не всегда оригинально, что-то напоминает "Людей в черном", что-то "Чужого", но это, видимо, на сегодняшнем уровне развития жанра неизбежно). Однако это только первое. Экспозиция сюжета минимальна - короткий пролог, за которым сразу следует основная часть - действие почти целиком замкнуто в супермаркете, окруженном наполненном монстрами туманом. Апокалипсис в отдельно взятом магазине, однако, удачно балансирует на грани научной фантастики и мистики - с одной стороны, постепенно выясняется, что нечисть пролезла через окошко в параллельный мир, открытое военными, с другой, само существование этих "иных миров" подразумевает инфернальную природу ужаса. Но важнее всего - достоверность поведения и эмоций персонажей. Вплоть до того, что когда, пытаясь бежать и проезжая мимо своего прежнего дома, герой видит мертвую, опутанную паутиной жену, женщина, которая стала ему "боевой подругой" в супермаркете, выражая вполне искреннее соболезнование, в то же время испытывает и некоторое облегчение, поскольку уже приглядела этого сильного, надежного мужчину для себя. Актерские работы отличные - суперзвезд в фильме нет, но лица большинства героев более-менее узнаваемы по другим картинам. В том числе и один из центральных образов - религиозная фанатичка, призывающая запертых в супермаркете и постепенно сползающих в состояние безумия земляков к жертвам ради "искупления". А самое важное - серьезнейшая философская проблематика, поданная в яркой жанровой упаковке. Несмотря на великолепных монстров, картина оставляет с мыслью, что зло приходит в мир через человека, что люди и без помощи чудовищ из иных миров способны уничтожить друг друга, поскольку сами они - те еще чудовища, и что как ни опасен религиозный фанатизм, самое опасное, с чем может столкнуться человек - собственное безверие и отчаяние. Финал фильма - сильнейший, пронзительный. Убив полоумную проповедницу, требующую принести сына главного героя в жертву монстрам, и вырвавшись из супермаркета, пять человек - отец и сын, его новая знакомая и два старика, в том числе пожилая местная учительница, оказываются посреди густого тумана на дороге, запертые в автомобиле с пустым бензобаком, а в пистолете у них - четыре патрона на пятерых, включая ребенка.

Стивену Кингу удивительно везет на экранизации - как никому, наверное. Киноверсия "Тумана" - еще одна удача, я бы не побоялся сказать - блестящая, постановщик "Побега из Шоушенка" не подкачал. Причем не знаю, насколько точная в целом, но конец, как мне пояснили, режиссер изменил. Если в романе финал оставался открытым, то в фильме он однозначен, трагичен и страшен настолько, насколько это вообще возможно - ведь есть вещи пострашнее смерти.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments