?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Читаю Дюркгейма
Орел
_aristeo
Действительно элементы, которые служат формированию идеи души, и элементы, которые включены в представление о теле, происходят из двух различных источников, независимых друг от друга. Вторые заключаются в образах и впечатлениях, получаемых от каждой из частей тела; первые — в идеях и чувствах, получаемых от общества и его выражающих. Следовательно, первые не происходят из вторых. Таким образом, некая наша часть действительно не находится в прямой зависимости от органических факторов: это все то, что представляет в нас общество. Общие идеи, которые внедряют в наши умы религия или наука, ментальные действия, предполагающиеся этими идеями, убеждения и чувства, лежащие в основе нашей нравственной жизни — все те высшие формы психической активности, которые пробуждает в нас общество, — в отличие от наших ощущений и кинестезических состояний не обусловливаются телом. Как мы уже показали, это потому, что мир представлений, в котором развертывается наша общественная жизнь, добавляется к ее материальному субстрату, отнюдь не возникая из него; детерминизм, царящий здесь, гораздо более гибок, чем тот, который укоренен в нашей телесной конституции, и он дает действующему субъекту оправданное впечатление гораздо большей свободы. Среда, в которой мы таким образом движемся, является значительно более проницаемой и податливой: в ней мы ощущаем себя и действительно являемся более свободными. Одним словом, мы можем освободиться от физических сил, только противопоставив им общественные силы.
Элементарные формы религиозной жизни, С. 457-458.

Обожаю это научное остроумие, оно приводит меня в восторг. Дюркгейм велик и ужасен. Собственно, все мои интуиции и догадки о том, что из себя представляет религия и как надо её научно изучать, систематически изложены в этой книге, а выводы сделаны на основе скрупулёзного анализа громадного объёма фактического материала.

Конечно, не надо понимать фразу "мир представлений, в котором развертывается наша общественная жизнь, добавляется к ее материальному субстрату, отнюдь не возникая из него" как то, что душа существует в некотором идеальном мире абсолютно независимо от мира материального. Просто материальным базисом сознания выступает не наше тело, но общественная материя


  • 1
Так "Элементарные формы" в русском переводе полностью вышли только осенью прошлого года :) Но это великая книга. Я тоже медленно читаю, а такого автора, как Дюркгейм, нельзя читать иначе.

Да, я понимаю, что он не марксист, но мне интересен, в первую очередь, сам ход его мысли. Потому что это нечто потрясающее. И да, конечно, нельзя на нём зацикливаться, а нужно идти дальше. Например, он много пишет о священном как гипостазированном обществе и его противопоставлении профанному, но священное у него выступает как нечто единое в самом себе, хотя уже довольно давно в религиоведении разрабатывается проблема амбивалентности сакрального (и мне тоже надо будет об этом читать и думать над этим).

Я ведь возобновляю работу над своей диссертацией по истории римской религии, а Дюркгейм пришёлся тут как раз кстати, он даёт мне мысли и метод, при помощи которого можно работать с тем обширным материалом, который я накопал.

По поводу религии. Многие, кто не занимается религией специально, особенно люди светские, атеисты, полагают, что религия это типа мифы, всякие там легенды, в общем, вера и верования. Но религия это в первую очередь практика, а именно культовая практика, о которой Дюркгейм верно писал, что это общественная практика (он, в отличие от Фрэзера, противопоставляет религию и магию по принципу общественное-частное). Т.е. это всякие собрания, жертвоприношения, коллективные обряды, молебны, лектистернии, игрища, литургии и т.п. Это храмы, алтари, святилища, посвятительные надписи, вотивные фигурки и пр. А всякие мифы, легенды, верования и вера в христианском понимании - всё это возникает из культовой практики. Одно нельзя изучать в отрыве от другого. Большевики, будучи атеистами, кстати, этого не понимали - поэтому втуне боролись с "религиозными предрассудками", хотя надо было бороться именно с религиозной практикой - в первую очередь, закрыть все монастыри, а монахов отправить трудиться на благо общества на лесоповал. Вот Генрих VIII в Англии, христианнейший государь (в прямом смысле - глава англиканской церкви) это хорошо понимал, будучи человеком верующим, поэтому, решив искоренить католицизм в своей стране, в первую очередь разрушил все монастыри (они так и дошли до наших дней в виде живописных развалин), а монахов выгнал на мороз. И таки преуспел, хотя католики ещё какое-то время доставляли проблемы, но в исторической перспективе в Англии они проиграли.

Так вот, "кондовость" советских марксистов в отношении религии заключается в том, что они пытались выводить религиозные воззрения напрямую из производственной практики. А это так не работает. Культ - это практика sui generis, это практика обращения с сакральными вещами, которые должны быть отделены от вещей профанных. А производственная практика профанна по определению, ибо направлена на удовлетворение телесных нужд. Поэтому-то религиозные церемонии и предполагают праздность и различные формы аскетических ограничений вплоть до самых извращённых. И Дюркгейм в своей книге это блестяще показывает.

  • 1