?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Читаю Дюркгейма
Орел
_aristeo
Действительно элементы, которые служат формированию идеи души, и элементы, которые включены в представление о теле, происходят из двух различных источников, независимых друг от друга. Вторые заключаются в образах и впечатлениях, получаемых от каждой из частей тела; первые — в идеях и чувствах, получаемых от общества и его выражающих. Следовательно, первые не происходят из вторых. Таким образом, некая наша часть действительно не находится в прямой зависимости от органических факторов: это все то, что представляет в нас общество. Общие идеи, которые внедряют в наши умы религия или наука, ментальные действия, предполагающиеся этими идеями, убеждения и чувства, лежащие в основе нашей нравственной жизни — все те высшие формы психической активности, которые пробуждает в нас общество, — в отличие от наших ощущений и кинестезических состояний не обусловливаются телом. Как мы уже показали, это потому, что мир представлений, в котором развертывается наша общественная жизнь, добавляется к ее материальному субстрату, отнюдь не возникая из него; детерминизм, царящий здесь, гораздо более гибок, чем тот, который укоренен в нашей телесной конституции, и он дает действующему субъекту оправданное впечатление гораздо большей свободы. Среда, в которой мы таким образом движемся, является значительно более проницаемой и податливой: в ней мы ощущаем себя и действительно являемся более свободными. Одним словом, мы можем освободиться от физических сил, только противопоставив им общественные силы.
Элементарные формы религиозной жизни, С. 457-458.

Обожаю это научное остроумие, оно приводит меня в восторг. Дюркгейм велик и ужасен. Собственно, все мои интуиции и догадки о том, что из себя представляет религия и как надо её научно изучать, систематически изложены в этой книге, а выводы сделаны на основе скрупулёзного анализа громадного объёма фактического материала.

Конечно, не надо понимать фразу "мир представлений, в котором развертывается наша общественная жизнь, добавляется к ее материальному субстрату, отнюдь не возникая из него" как то, что душа существует в некотором идеальном мире абсолютно независимо от мира материального. Просто материальным базисом сознания выступает не наше тело, но общественная материя


  • 1
У всех по-разному бывает. Меня, например, моя мать никогда не любила.

У многих евреев, кстати, есть одна раздражающая меня черта - они озабочены темой еврейства. Они думают, будто еврейство - это нечто необычайно важное, поэтому постоянно об этом говорят, как будто других тем для разговора нет. На тему еврейства они реагируют болезненно и остро, но при этом всё, что угодно, могут свести к этому самому еврейству, подобно тому, как Фрейд был способен свести всё к отцовскому члену. Кстати, вполне эмансипированные евреи, вроде Вассермана или Кагарлицкого, этой черты лишены. Т.к. я сам не еврей, то тема еврейства мне безразлична, я не считаю, что это что-то настолько важное, чтобы входить в круг моих интересов. Поэтому мне и всё равно, еврей Дюркгейм или нет, меня интересуют его книги и его мысли. Ибо он был титаном мысли.

Евреи, как вы сами отмечаете, весьма пристрастны и весьма необъективны в национальных вопросах, и при этом они доминируют во многих областях общественной жизни. Это ли не повод для тревоги?

Тревога - это симптом нервного расстройства. А я предпочитаю быть здоровым. Мне нужны силы, чтобы заниматься своими делами.

  • 1