Аристео (_aristeo) wrote,
Аристео
_aristeo

Categories:

Образование и суеверия

Очень часто приходится сталкиваться с таким мнением, что, дескать, современное образование, в первую очередь, естественнонаучное, прививающее человеку научное мировоззрение, освобождает этого самого человека от религиозных предрассудков и всяческого рода суеверий. Это, однако, не так. И в СССР, несмотря на научное школьное образование и крайне широкое распространение образования высшего, люди увлекались разного рода мистикой, экстрасенсорикой и прочей чепухой, на той же почве вырос интерес советских людей к разного рода религиям, от православия до радикального исламизма.

Сегодня, например, широко распространено следующее суеверие: нельзя, мол, говорить "последний", надо говорить "крайний". Чисто технически это использование магических функций языка - то бишь, банальное суеверие и продукт магического сознания. Поверие это вышло ещё в 60-х гг. прошлого века из среды лётчиков-испытателей, летавших на реактивных самолётах. Но как же так? Люди, в совершенстве владеющие прорывной и самой современной техникой, практически вершиной тогдашнего прогресса (круче только космонавты) - и вдруг предаются какому-то глупому суеверию?

Техника космическая - это отдельное дело. Скажем, небезызвестный академик Глушко всю жизнь лечился не у кого-нибудь, а у экстрасенса. Надо сказать, прожил заметно дольше Королёва. Но фигура самого Глушки меркнет по сравнению с его американским коллегой, конструктором ракетных двигателей и одним из создателей Лаборатории реактивного движения НАСА, "Джеком" Парсонсом. Этот тип на полном серьёзе увлекался мистицизмом и оккультизмом, дружил с широко известным в узких кругах Алистером Кроули, состоял в оккультном ордене Восточных Тамплиеров и практиковал обряды сексуальной магии с целью призыва богини Бабалон.

Мадам Кюри - сама нобелевская лауреатка, жена нобелевского лауреата и мать нобелевских лауреатов, что, кажется, делает её непревзойдённой в степени обладания научными лаврами - занималась столоверчением, пытаясь вызвать дух своего безвременно почившего мужа.

Довольно интересно увлечение идеями Рерихов в Советском Союзе. Эти самые "идеи Рерихов" суть теософское учение, восходящее к г-же Блаватской. Недавно я узнал, что учением Рерихов был весьма сильно увлечён Иван Ефремов, ставший, похоже, своего рода кумиром некоторой части современных левых, сформировавших нечто вроде кружка его почитателей, который я называю "сектой свидетелей Ефремова". Было бы любопытно детальнее проследить степень влияния Рерихов на мировоззрение и творчество Ефремова. Впрочем, я полагаю его книги тяжеловесными, скучными, кондовыми и во многом наивными. Читать их тяжко.

Но что же привлекало образованных советских людей - не только Ефремова - в учении Рерихов? Возможно, в этом хотели видеть научное, в некотором роде, осмысление феноменов духовной жизни прошлого? Но теософия ни к науке, ни к духовности, ни к традиционным религиям не имеет никакого отношения. Туда просто надёрганы некоторые элементы традиционных доктрин прошлого - безо всякого порядка или понимания. Кураев называл её оккультным учением, но и с оккультизмом она не связана никак и представляет собой не более чем шарлатанство и аферу (труЪ-оккультист Рене Генон подтверждает).

Ряд подобных примеров можно было бы продолжить. Но даже то, что я перечислил, показывает, что ни современное образование, ни научное мировоззрение, ни вовлечённость в работу с самой передовой техникой не спасает человека от появления элементов магического мышления и (псевдо)религиозных предрассудков. Почему это так, я пока понять не могу. Для чего-то эти формы сознания, вероятно, нужны, но для чего и как именно они возникают?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments