Аристео (_aristeo) wrote,
Аристео
_aristeo

Categories:

Неоязычники среди нас

В контакте пишут, что на Украине собираются освятить "первый со времён классической античности римский публичный храм" (sic!).

Что я могу сказать по этому поводу? На Украине, похоже, совершенно съехали с глузду, лишились разума и обезумели. Я о том, что у них, видимо, никаких других проблем нет, кроме как строить античные храмы. Типа, нижние уровни пирамиды Маслоу заполнены, и теперь люди берутся за последнее, что осталось - самореализацию.

Однако нелепость происходящего с т. зр. логики ритуальной чистоты не менее доставляет. Во-первых, римские храмы освящались (обряд dedicatio) вовсе не понтификами, а римскими магистратами, т.е. должностными лицами, избранными римским народом. Так как теперь ни римского народа, ни римских магистратов нет, то и римский храм освятить не получится. Более того, ещё до всякого освящения, публичный римский храм должен быть первым делом обетован, и обет (votum) должен дать магистрат с империем (консул или диктатор). Затем следует обряд locatio - выбор места для храма и организация подряда на строительство. Этим делом занимался римский сенат или специальная коллегия магистратов. И да, конечно, публичный храм мог быть построен только внутри римского померия (pomoerium) или на общественной земле (ager publicus). Как, интересно, в современную эпоху можно соблюсти все эти условия?

Далее, по поводу того, что некий полоумный дядька называет себя понтификом. Дело в том, что коллегия римских понтификов обновлялась через инкорпорацию - действующие члены коллегии принимали решение о том, чтобы включить в свои ряды нового человека. Если языческих понтификов нет уже более полутора тысячелетий, то откуда взяться новым? Впрочем, в этом есть и положительные моменты. Говорят, теперь в психушках уже не стало Наполеонов, потому что люди теперь не знают, кто это такой. А тут вот люди знают про римских понтификов (мне как-то один бакалавр философии втирал, что, дескать, император Константин был всю жизнь христианином, ибо был верховным понтификом).

Вот в Европе есть один недоумок по имени Ален де Бенуа, он же по совместительству - интеллектуальный лидер "новых правых". Так вот, он на старости лет, несмотря на деменцию (необходимый диагноз, чтобы в наше время приобрести националистические убеждения), всё же додумался до мысли, что-де "можно быть катакомбным христианином, но нельзя быть катакомбным язычником". Другие неоязычники и на такое интеллектуальное достижение не способны. А дело в том, что религия есть в первую очередь общественная практика - а в язычестве собственно религиозная практика неотделима от публичной социальной практики - экономической, юридической, политической. Нельзя быть язычником в обществе, где юридическую силу могут иметь законы, не получившие одобрения Неба при помощи птицегадания (например). Любители попрыгать вокруг костров и деревьев, призывая Перуна, отличаются от исторических реконструкторов только своим невежеством в вопросах научного подхода к исторической реконструкции. В современном индустриальном обществе можно только косплеить настоящее язычество, но быть язычником нельзя.

Можно, конечно, спросить - так ли уж всё потеряно для людей, желающих приобрести языческие убеждения? Думаю, потеряно не всё, и, как мне кажется, есть один путь, не связанный, однако, с реставрацией исторических культов - новое язычество может вырасти из... современного атеизма через сакрализацию тех суеверий и де-факто магических практик, к которым прибегают многие нынешние атеисты. Это, однако, всего лишь смутная догадка и осторожное предположение.

Что же касается собственно исторических культов, то тут, мне кажется, есть одна небольшая лазейка. Нам надо обратить внимание на фигуру святого равноапостольного императора Константина Великого. Этот замечательный человек, даровавший христианам медиоланский эдикт и организовавший Никейский вселенский собор, всю жизнь прожил язычником, а перед смертью принял крещение в ересь (арианство). Нас, однако, более интересует тот факт, что после смерти император Константин... был обожествлён! Делалось это так. Если умирал хороший, годный император, то после его смерти римские понтифики проводили специальный ритуал, называвшийся consecratio. О его сути известно мало, мы знаем, что там сжигался специально приготовленный костёр, по форме напоминающий ступенчатый свадебный торт (его изображения сохранились на монетах). После этого обряда к имени императора добавлялась приставка "божественный" (divus), а сам он считался божеством. Так были консекрированы Цезарь, Август, Клавдий, Веспасиан, все Антонины кроме Коммода. Плохие императоры вроде Тиберия, Калигулы, Нерона, Домициана не были обожествлены.

Теперь мы понимаем важность для нас императора Константина: он не только христианский святой, но ещё и бог! А т.к. культ св. равноапостольного Константина со времён падения Римской империи не прерывался, то формально мы можем считать, что ритуальная традиция с эпохи античности сохранилась. А т.к. сущность римской религи заключается в формально правильном исполнении ритуалов, то это как раз то, что нам нужно.

Итак, как же следует поступать благочестивому неоязычнику? Во-первых, надо дать обет. Делается это так: необходимо покрыть голову плащом или капюшоном, воздеть руки к небу и очи горе и торжественно провозгласить: "О божественный Константин! Если то-то и то-то благодаря твоему заступничеству исполнится, обещаю воздвигнуть алтарь в честь тебя!" Сделать это необходимо публично, но осторожно, так, чтобы вас не забрали ненароком в дурдом: там, даже если желаемое случится, вы вряд ли сможете исполнить обет, и на вас обрушится гнев богов.

Затем, если божественный Константин выполнит свою часть договора, вам необходимо выполнить свою. Для этого, во-первых, надо изготовить алтарь. Выглядеть он должен примерно так, но, если вы человек богатый, то можете позволить себе и что-нибудь более роскошное. На самом алтаре нужно сделать посвятительную надпись: "Divo Constantino <Ваше ФИО по-латыни> votum solvit". Далее можно приступать к жертвоприношениям - вознося благодарственные молитвы, сжигайте на алтаре mola salsa - специально приготовленную смесь пшеничной муки и соли (наиболее ритуально аутентична мука полбы, грубых полудиких сортов пшеницы, но где же теперь такую найдёшь). Римские обряды необходимо выполнять с покрытой головой. Не забывайте о технике безопасности: алтарь - это сакральный объект, и прикасаться к нему можно только во время жертвоприношения! Если вы, пусть даже и слуачайно, прикоснётесь к нему в неурочный час, то необходимо принести очистительные жертвы.

И да, безусловно, это будет sacrum privatum, т.е. частный культ. Публичное римское богослужение в нашу эпоху можно только коплеить!
Tags: античность, религиоведение, религия, язычество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments