Аристео (_aristeo) wrote,
Аристео
_aristeo

О дикарских обычаях маленьких, но гордых народов

По наводке ssmirnoff прочел статью печально известного Гоблина, в которой тот восхищается обычаями дикарей Кавказа и ратует за то, чтобы описанное там суровое воспитание стало нормой. Конечно, этот невежественный милиционер не может понять, что то, чем он так восхищается - банальное для определенных дикарских обществ табу на отца. Более того, этот страж порядка в силу своего вопиющего невежества вовсе не знает о прочих обычаях горских дикарей. Обычаи действительно странные для цивилизованного человека, но назвать их "традиционными" будет, пожалуй, тавтологией.

Чтобы лучше понять дикарские обычаи, нужно обратиться к специальной научной литературе. Вот, например, отрывок из "Структурной антропологии" Леви-Стросса - здесь о важности обращать внимание не только на отношения между отцом и сыном, но и на другие отношения в семье:

По Радклиф-Брауну, термин "аванкулат" обозначает две противопоставленные друг другу системы установок: в одном случае дядя с материнской стороны представляет авторитет главы семьи; его боятся, ему подчиняются, он имеет власть над своим племянником; в другом случае племянник обладает правом фамильярного отношения к своему дяде, он может обращаться с ним почти как с жертвой. Во-вторых, существует связь между установкой по отношению к дяде с материнской стороны и установкой по отношению к отцу. В обоих случаях мы сталкиваемся с одними и теми же, но обратными по отношению друг к другу системами установок: в группах, где между отцом и сыном существуют отношения близости, отношения между дядей с материнской стороны и племянником отличаются строгостью. Там же, где отец выступает как суровый хранитель семейной власти, отношения с дядей отличаются свободой.

А вот что дальше Леви-Стросс пишет про черкесов, один из кавказских народов:

Кавказские черкесы, характеризующиеся патрилинейностью, <...> культивируют соперничество между отцом и сыном, в то время как дядя с материнской стороны, напротив, помогает своему племяннику и дарит ему в день его женитьбы коня. <...> Отношения между братом и сестрой очень нежны, причем до такой степени, что у пшавов [еще один горский народ - А.] единственная дочь "усыновляет" "брата", после чего он играет обычную для брата роль: целомудренно делит с ней постель. Однако совсем иначе обстоит дело у супругов: черкес не смеет появляться на людях вместе с женой и посещает ее лишь тайком.

Конечно, черкесы - не чечены, да и на Кавказе живет бесчисленное множество самых разных народов, различающихся как по языку, так и по обычаям, но сам пример весьма показателен.
Tags: антропология, мизантропия, от них произошли обезьяны, размышления, цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments