?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
О дикарских обычаях маленьких, но гордых народов
Корвин
_aristeo
По наводке ssmirnoff прочел статью печально известного Гоблина, в которой тот восхищается обычаями дикарей Кавказа и ратует за то, чтобы описанное там суровое воспитание стало нормой. Конечно, этот невежественный милиционер не может понять, что то, чем он так восхищается - банальное для определенных дикарских обществ табу на отца. Более того, этот страж порядка в силу своего вопиющего невежества вовсе не знает о прочих обычаях горских дикарей. Обычаи действительно странные для цивилизованного человека, но назвать их "традиционными" будет, пожалуй, тавтологией.

Чтобы лучше понять дикарские обычаи, нужно обратиться к специальной научной литературе. Вот, например, отрывок из "Структурной антропологии" Леви-Стросса - здесь о важности обращать внимание не только на отношения между отцом и сыном, но и на другие отношения в семье:

По Радклиф-Брауну, термин "аванкулат" обозначает две противопоставленные друг другу системы установок: в одном случае дядя с материнской стороны представляет авторитет главы семьи; его боятся, ему подчиняются, он имеет власть над своим племянником; в другом случае племянник обладает правом фамильярного отношения к своему дяде, он может обращаться с ним почти как с жертвой. Во-вторых, существует связь между установкой по отношению к дяде с материнской стороны и установкой по отношению к отцу. В обоих случаях мы сталкиваемся с одними и теми же, но обратными по отношению друг к другу системами установок: в группах, где между отцом и сыном существуют отношения близости, отношения между дядей с материнской стороны и племянником отличаются строгостью. Там же, где отец выступает как суровый хранитель семейной власти, отношения с дядей отличаются свободой.

А вот что дальше Леви-Стросс пишет про черкесов, один из кавказских народов:

Кавказские черкесы, характеризующиеся патрилинейностью, <...> культивируют соперничество между отцом и сыном, в то время как дядя с материнской стороны, напротив, помогает своему племяннику и дарит ему в день его женитьбы коня. <...> Отношения между братом и сестрой очень нежны, причем до такой степени, что у пшавов [еще один горский народ - А.] единственная дочь "усыновляет" "брата", после чего он играет обычную для брата роль: целомудренно делит с ней постель. Однако совсем иначе обстоит дело у супругов: черкес не смеет появляться на людях вместе с женой и посещает ее лишь тайком.

Конечно, черкесы - не чечены, да и на Кавказе живет бесчисленное множество самых разных народов, различающихся как по языку, так и по обычаям, но сам пример весьма показателен.


  • 1
Да, всё так. Но, сдаётся мне, милиционеру всё это показывать бесполезно.

Да я даже и не думаю, что тов. Гоблин посетит мой скромный бложик. Так, может, кто-нибудь посторонний прочитает и просветится.

Гоблин мудак, а антропология - великая вещь

за той небольшой поправкой, что "дикарских" обычаев не существует, как нет и обычаев "цивилизованных"
зато есть обычаи разных народов и кавказские явно не подойдут для большей части населения России

Да, этнология - это очень хорошо, а "Структурная антропология" Леви-Строса весьма полезная книга, советую прочесть. Правда, она написана зело дремучим языком, да и переведена на русский язык негодяем Вяч.Вс.Ивановым, так что чтение не из легких.

Что касается дикости и цивилизованности, то тут зависит от точки зрения. В исследовании нужно же установить некое начало отсчета, исходную позицию. Это и будет позиция исследователя как цивилизованного человека, т.е. человека гражданской, государственной культуры. А дикарь - человек догосударственной, родовой культуры. Вот и все.

просто слово "дикарский" в твоем посте явно применено в эмоционально-оценочном ключе

Леви-Страус скорее всего перепутал с аталычеством - не дядя по линии матери дарил, а воспитатель (хотя им мог быть и дядя, конечно).

  • 1