_Alexashka_ (_alexashka_) wrote,
_Alexashka_
_alexashka_

как я учился летать



точнее - расскажу про то, как я боялся полетов и выводы больного по этому поводу.

в общем так - летать я начал еще в 90-е, приходилось летать часто и не то, чтобы очень далеко, но в Польшу. Летал тогда еще на Ту-154. Сейчас есть любители и ценители этого самолета, говорят, что он был лучший, не знаю. Наверное, это так. Я всего лишь расскажу про свои ощущения.

Я никогда не забуду ощущения взлета. Это сейчас ( я вас уверяю) самолеты взлетают плавно и практически незаметно, хотя некоторые в салоне охают и продавливают пятой точкой самолетное кресло, вжимаясь в него. На ТУ-шке это выглядело как будто ты на качелях раскачался до положения горизонтально земле и вот в верхней точке, ты полетел вниз. В этот момент все твои внутренности перестают что-либо весить и начинают стремиться выйти через твою пасть. ТУ-шка взлетала стремительно, довольно резко набирала высоту (мне казалось, что вообще вертикально :)) и, набрав, первый эшелон, когда газ можно было сбавить, а закрылки убрать, переходила в более плавный набор высоты. Вот этот момент "провала в пропасть" я ненавидел больше всего. Это при том, что тогда я совсем не боялся летать, мысли и страшные картины
разбившегося самолета в голове у меня и в помине не было. Разве что только пережить момент срыва качелей вниз :-)

Страх, как ни странно, пришел с рождением первого ребенка. Не буду утверждать окончательно, оставлю маленький шанс на то, что это совпадение во времени, но я много анализировал - в какой момент я вдруг стал бояться и почему. Пришел к выводу, что во всем виноват Тема. Я неожиданно стал думать, что будет - если вдруг..
Как он...
И все. Пошла фобия. Я стал прислушиваться к каждому звуку, каждому стуку, сливался с фюзеляжем самолета и чувствовал каждую его вибрацию. Сердце прочно сидело в пятках весь полет, а руки потели. Сидящие и смеющиеся
рядом люди безумно раздражали - как можно, тут ТАКОЕ, а эти беззаботно ржут!! Я уж молчу, что ночь перед полетом я мог почти не спать.

Как и многие такие же истерики, я не избежал самого известного лекарства от боязни полетов. Бухла. Скажу честно, я потом очень долго и много пользовался этим способом, анализировал, читал про это рассуждения умников и медиков. Мое личное мнение - все рассуждения, что алкоголь не помогает, более того - он вреден (надо же, вот новость) - все это херня!! Алкоголь реально помогает. Мне лично помогал. Очень.
Пить мы начинали еще на земле, перед посадкой, в Ш-2 есть такой ирландский паб (сейчас превратился в помойку, а тогда он был лучшим. И одним на весь шарик). Там мы, "за полет", брали пивка. Мандраж уходил сразу же (это при том, что не сильно пьянею и могу выпить очень много, не входя в свинское состояние). И тем не менее эти две несчастные кружечки помогали. Помогали пережить самое страшное - качели на взлете и вообще. В полете же шел коньячок с шоколадкой. Отпускало до такой степени, что я почти спокойно мог отвлечься и поболтать с приятелем весь полет. Но на посадке естественно, очко сжималось с невероятной силой и если бы не тот же коньяк...- не знаю. Может быть, летая тогда регулярным рейсом в Варшаву, я каждый раз нарывался на одного и того же пилота-экстремала, ну может быть :-)

В общем, с таким рецептом я пролетал лет 15. Уже не только в Польшу, а обьехал много стран. Облетал, вернее. Поборников чистоплюйства и противников алкашей на борту успокою заранее. За все эти годы пьянства на борту, я не то, чтобы не буянил ни разу и как-то мешал другим - мне не сделали ни одного замечания. Мало того, я сам будучи под градусом, пару раз помогал стюардессам усмирять какого-нибудь разошедшегося "нашего", который после принятого считал себя капитаном судна. Когда ввели запрет на распитие на борту, даже тогда стюардессы никогда и ничего не говорили мне, если вдруг замечали мой пузырек. Просто надо вести себя по-человечески.

Но вернемся к фобии. Постепенно, я стал замечать, что алкоголь помогает все меньше, т.е. дозы надо увеличивать (иначе опять начинался страх), но это приводило к тому, что несколько раз были случаи, когда я реально не помнил ни момента посадки, ни проход таможни и паспортного контроля.
Страх побеждал, а пить до состояния несознания стало просто неудобно. В конце концов, после аэропорта надо еще до гостиницы добираться.

Стал читать на разных форумах про самолеты, а как мол другие. Начитался таких же историй. Но еще увлекся самой технологией полета. Ведь при всей боязни полета сами самолеты я люблю, я считаю их совершенством технической мысли. И вообще - чем-то очень романтическим. Живым существом.
Я стал разбираться в том, что такое предполетная подготовка, что там делают, как пилоты готовятся к полету, как самолет взлетает, для чего нужны все эти железки на крыле и почему и зачем они там машут. Я много чего узнал. Я теперь могу обьяснить почти все стуки и шумы, что так меня пугали раньше. Я узнал, что самолет, проваливаясь в воздушную яму на эшелоне, вряд ли разобьется, как я думал раньше, это просто надо перетерпеть.
Самое неприятное для пассажира - турбулентность, когда самолет трясется мелкой дрожью и все что стоит у тебя на столе уползает, а то и падает на фиг. И что это тоже не так страшно. Я узнал, что пилоты видят эти зоны заранее на своих радарах и стараются их обходить. И если уж самолет трясет, то я знаю, что это минимальная тряска, от большой пилоты уже постарались уйти, так что можно не бояться.
Я узнал, что самое страшное и делающее очень сложной посадку - это боковой ветер на полосе. Я стал не очень добро относиться к хлопающим людям в салоне, как только самолет коснулся колесом полосы...
И так много-премного вещей.
Скажу честно - это повлияло. Стало спокойней. Я стал реально бояться до потных ладоней только в моменты, действительно нетипичные. Могу рассказать про пару таких, но сейчас это не та тема. Когда стало спокойней - совершенно естественным образом я стал меньше пить. И однажды, о небо!, случился такой момент, когда я смог! (правда не без усилий) не выпить ни грамма на борту. Как сейчас помню это был полет в Лиссабон. Мое, десятилетиями продолжавшееся лечение и еще чувство долга, что в аэропорту брать машину и еще 200 км ехать, позвоило мне не пить ничего. Было тяжело, но я смог :-)

И еще один момент, (оно же лекарство) который так же я слышал от многих - летайте чаще. И это правда, ребята. Я, конечно, не летаю каждую неделю, сейчас в лучшем случае пару-тройку раз в год, но был момент, когда это было гораздо чаще. И тут я тоже понял, что количество играет свою роль. Привыкаешь.

В общем, сейчас у меня так. Перед полетом есть мандраж, да. Но уже не такой неконтролируемый как был когда-то. Бывает, что я на земле выпиваю стаканчик пива, сидя в баре перед полетом и наблюдая за движухой самолетов на поле (кстати, вот за этой движухой я могу смотреть часами, это просто завораживающая картина.) Я даже писал о том, как мы останавливались в Париже в гостинице, окна которой выходят на летное поле, а сама она в аэропорту. Это фантастика!. Ну так вот, выпив пива, я в самолете могу ничего не пить. Если разносят вино - возьму. Ничего нет - ну ничего нет. И лечу!

Такая вот моя история. Аэрофобия - не игрушка и не блажь, как считают многие, кто ей не подвержен. Они же считают, что мол те, кто ссылаются на аэрофобию, просто ищут повод выжрать в самолете. Нет, ребята, радуйтесь, что с вами этого не происходит. Она есть и с ней приходится считаться.
Но мы боимся неосознанных страхов. Когда начинаешь разбираться в причинах и раскладываешь их по полочкам, страх уходит. Может не до конца - но уходит. А еще, интернет нам в помощь, сейчас на многих форумах можно встретить  действующего пилотами, КВС, которые делают великое дело - рассказывают о своей работе. Если бы они знали, как он помогают таким дурням истерикам, как я, к примеру:) Я уж не говорю о том, что это просто очень интересно.
Так что читайте, смотрите, и...
летайте! Только так можно увидеть мир

Tags: авиация, житие мое, рассказы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments