?

Log in

No account? Create an account
dump -0f - /dev/mind
Я знаю Haskell, OCaml, GSM, эндофункторы и много других страшных слов
Хотите узнать, что кроется за словом "короткий номер"? Позвоните по номеру 4664*! (* 5грн./минута) 
29th-Nov-2006 04:40 pm
В сегодняшнем посте:

* Откуда взялись короткие номера и для чего они используются?
* Как происходит коммутация звонков на короткие номера и SMS-ов на короткие номера
* Как происходит charging звонков/SMS-ов на короткие номера. Как происходит "распил бабла"
* Как получить короткий номер и построить свой лунный модуль, с блэк-джеком и шлюхами оказывать услуги



Откуда взялись короткие номера и для чего они используются?

Услуги, эксплуатирующие низменные инстинкты и стремления человека (получить иллюзию секса по телефону, послушать прогноз на скачки, узнать прогноз погоды или гороскоп) появились, пожалуй, раньше, чем любой вид телефонной связи. Она (телефонная связь) дала развитию этих услуг мощный толчок, сделав их более доступными широким слоям населения. Мобильная же связь сделала эти услуги доступными практически всегда: человеку даже не надо искать ближайший телефон, чтобы получить доступ к вожделенной информации, т.к. телефон у него всегда с собой.

Впрочем, поставщики подобных услуг достаточно быстро выяснили, что "красивых" номеров (типа 555-0000) на всех не хватает, а "некрасивые" номера клиент не может удержать в голове достаточно долго. Да что там! - даже "красивые" номера выветриваются из головы в течении дня, особенно если их надо набирать "со всеми регалиями" в виде кода страны и кода сети.

Решением был бы номер, достаточно короткий для того, чтобы клиент мог запомнить его надолго и повторно обращаться к сервису без лишних напоминаний в виде повторной рекламы.

Поставщики сервисов быстро договорились с мобильными операторами, и появились так называемые короткие номера, который теперь повсеместно у всех ассоциируются с голыми тетками и немеряными тратами на мобильный телефон.

Как происходит коммутация звонков на короткие номера

Когда вы звоните на какой-то короткий номер, коммутатор, который обслуживает ваш звонок, "заменяет" набранный вами короткий номер на какой-то "длинный". На какой именно - прописано в его таблице трансляции. Как правило, по этому длинному номеру находится многоканальная АТС и дивизион барышень, предоставляющих вам услуги, либо же автоматический автоответчик, этих барышень заменяющий.

Поскольку преобразование номера выполняется коммутатором, который обслуживает calling party, то конкретные короткие номера доступны только в пределах сети конкретного оператора. Если в рекламе написано "короткий номер XYZ для абонентов сетей A,B,C" - то это означает, что сервисная компания подсуетилась и застолбила себе у трех операторов один и тот же короткий номер. В принципе, это же касается и SMS-ов.

Как происходит charging звонков на короткие номера.

В CDR-е о звонке будут указаны оба номера - и тот, который набрал абонент, и тот, на который произошла переадресация. Биллинговая система будет "знать", что звонок на такой-то короткий номер тарифицируется по специальному (premium) тарифу.

В случае тарификации на IN, все исходящие звонки/SMS-ы всегда и безусловно проходят через IN-платформу, которая может "увидеть" короткий номер, и снять соответствующее кол-во денег.

Как видите, со звонками все просто

Как происходит коммутация SMS-ов на короткие номера

Когда вы отсылаете SMS (любой), он попадает на SMSC, который решает, что с ним делать - доставлять получателю сразу или чуть позже, передать другому SMSC и т.п.

SMSC можно настроить таким образом, что по будет "отдавать" все SMS-а, адресованные на короткий номер, какой-то сторонней системе.

Эта сторонняя система находится у компании-поставщика услуг. Именно она в ответ на SMS "KARTINKA 1432" послыает вам в ответ MMS с нужной картинкой, или делает что-то подобное.

Отдать SMS сторонней системе можно несколькими способами. Какой будет выбран в каждом конкретном случае - зависит от политики оператора мобильной связи и возможностей системы, предоставляющей сервис.

Наиболее популярными способами отдать SMS с "запросом" являются:
* подключение по "родному" протоколу SMPP (simple message passing protocol);
* подключение через гейт sms2email (SMSC отправляет тело SMS по email, а сервисная система получает и обрабатывает его);
* подключение через какой-то "самопальный" гейт, находящийся у компании-оператора и работающий по своему собственному "самопальному" протоколу.

Однако, отдать запрос мало - надо еще принять ответ от сервисной системы и доставить его абоненту.

В качестве ответа могу выступать:
* SMS с текстом (гороскоп, прогноз погоды, анекдот)
* SMS с WAP-PUSH линком (специальный SMS, который инициирует WAP-соединение с адресом, указаным в теле SMS-а). Таким образом как правило "отдаются" рингтоны и ява-игры.
* MMS с картинкой

Как правило, для посылки SMS-а используется тот же самый интерфейс, что и для их приема (т.е. если принимаем по SMPP, то и отправляем по SMPP, и т.п.)

Для подключения к MMSC используется либо какой-то "родной" протокол (MM3, MM7), либо гейты разной степени самопальности.

Как происходит charging SMS-ов на короткие номера.

Во-первых, за очень редким исключением плата взимается за посылку запроса на короткий номер (по CDR-записям с SMSC), а не за получение ожидаемого результата.

Почему? Потому, что, как правило, логика оказываемого сервиса скрыта от мобильного оператора. Он предоставляет транспорт, а всем остальным занимается компания-поставщик услуг. Именно она решает, как должен выглядеть процесс предоставления услуг - что и в каких количествах посылается в ответ на запрос, как быстро, и т.п

Взимание платы за доставку результата предполагает, что мобильный оператор в курсе "потока событий", связанных с той или иной услугой, и имеет на своей стороне какую-то систему, которая следит за развитием событий: не дошел ли клиент в своем "диалоге" к услугой до той точки, когда его можно тарифицировать?

Понятное дело, что изменение способа подачи услуги потребует модификаций со стороны оператора мобильной связи. Это неудобно ни оператору, ни сервисной компании. Поэтому плату взимают "на входе", а не "на выходе".

Естественно, что в случае сбоев в связке "сервисная компания - мобильный оператор" при таком подходе к тарификации клиент не получает оплаченную услугу. На популярность "коротких номеров" среди абонентской базы, это, впрочем, влияет мало :)

Как происходит "распил бабла"

Абонент звонит или посылает SMS на короткий номер.

CDR об этом событии попадает в рейтинг/биллинг или тарифицируется на SCP.

Соответственно, абонент платит оператору X рублей (или его баланс уменьшается на Х рублей, что несущественно).

Раз в месяц Оператор мобильной связи делает "контент-провайдерский биллинг", считая количество звонков/SMS-ов на короткие номера каждой сервисной компании. На основании этих подсчетов формируется сумма денег, которую оператор мобильной связи перечисляет сервисной компании. Таким образом, сервисная компания избавлена от необходимости делать (и сертифицировать) свой биллинг.

За предоставление короткого номера (т.к. кол-во позиций в таблицах трансляции ограничено), SMS- или голосового транспорта и проведение "биллинга" оператор удерживает себе часть доходов, иногда - достаточно существенную.

Как получить короткий номер и оказывать услуги

Самый сложный вопрос :)

Во-первых, вам могут понадобится лицензии/разрешения на осуществление того вида деятельности, который обычно скрывается за короткими номерами, но это отдельный разговор, которого мы касаться не будем.

Что же касается получения короткого номера и подключения к оператору, то тут действует простое правило - чем оператор мобильной связи больше, тем сложнее к нему подключиться "напрямую". Возможно, придется иметь дело с фирмами-посредниками, которые занимаются исключительно тем, что подключают сервисные конторы к операторам через свои информационные системы/сигнальные потоки.

За короткий номер придется платить какое-то кол-во денег ежемесячно, так что если сервис не будет популярным - он будет убыточным.

Где-то так.

А сейчас прийдет blinohod и раскритикует меня :)
Comments 
29th-Nov-2006 07:06 pm (UTC)
Anonymous
Спасибо. Так получается, что короткому номеру соответствует длинный, а факт того, что, скажем, SMS отправлена именно на короткий номер, фиксируется только в момент отправки - потом номер транслируется - и дальше как обычная SMS? Что произойдет, если отправить SMS сразу на длинный номер? (если как-то узнать его сначала)
29th-Nov-2006 10:34 pm (UTC)
В случае sms такого соответствия нет. Оно есть только для голосовых звонков.

Даже если бы и было - ничего бы такого не было. Точнее, все было бы "как обычно".

Шары не было бы точно. Тарифы все равно прописывались бы для обоих номеров - короткого и длинного
29th-Nov-2006 07:08 pm (UTC)
более интересно каким образом будут осуществлять такое?
А именно "...залишати у користуванні наданий їм абонентський номер при переході від одного оператору зв’язку до іншого..."
29th-Nov-2006 10:27 pm (UTC)
И что, кто-то об этом думал?
Да они, если и думают, то не головой, а сами в курсе, чем... :(((
29th-Nov-2006 10:26 pm (UTC) - Приду... куда ж теперь деваться то... :)
Дядьку, давай не переносить крышесъезды конкретного оператора на остальных. Каждый сходит с ума по-своему. И, кстати, весьма качественно, что меня наталкивает на несправедливость того факта, что мы с тобой никак на пиво не выберемся... ;-))))))))))))))))

1. По части голосовых сервиосв ты написал вполне корректно, хоть и "на пальцах", не затрагивая тех деталей, которые конечных юзеров и не должны волноввать (и из-за которых я таки очень зол на реализацию агрегационной политики наших операторов).

2. А вот по части SMS/MMS ты не прав. Киевстар юзает MT-charging, а не MO. Добавляет свой геммор, но зато, как сказал во время работы у меня gvy, "в КС народ платит за то, что получил, а в УМС, за то, что захотел"... По части отличия CPA платформ настоятельно приглашаю на пивопойку с Женей Пророком, ы? ;)))

3. По части попыток влезть в этот бизнес... Ййййоу-у-у-у-у... Да нефиг делать, если бы хоть 10% народа понимали, что именно они собираются делать. Да, есть стартовые затраты, есть аренда номеров и т.п. Но ведь народ в принципе не понимает, за счет чего они собираются захватывать свою долю рынка... Тем и живем ;))))) Ну и платформу нашу с zmeuka разадем подешевке... Благо, UMC и Киевстар понимает, аки часики... и стопка типовых сервисов зашита...

4. А это всем остальным... Народ, никогда... таки никогда! не ведитесь на возможность "срубить бабла на воздухе". Эта отрасль занята профессионалами... ;)
29th-Nov-2006 10:37 pm (UTC) - Re: Приду... куда ж теперь деваться то... :)
2. Каюсь. Хотел про CPA написать - и забыл. Завтра допишу :)

Я ж говорил - прийдет и раскритикует :)


PS
Про предложения - ответ уйдет другими каналами :)
30th-Nov-2006 01:16 pm (UTC)
Наткнулся на статью http://sotovaya.com/news-303-0.html
Насколько это правда? Неужели "плохо запрограммированный" телефон может угрожать безопасности сети (не нарушая действующих законов про радиовещание и т.п.)?
30th-Nov-2006 01:32 pm (UTC)
Могу согласиться разве что с вот этим: "Худшим сценарием станет возможность управлять приемо-передающими функциями телефонов. Пользователи будут пытаться улучшить прием, увеличивая мощность сигнала и изменяя частоту связи телефона с сотовой станцией. Любые из этих действий могут привести к серьёзным сбоям в работе всей сети."

Да и то, пожалуй - только по части утверждений о мощности.

А. еще соглашусь про возможность отключения всяческих DRM (то, что там названо "отключать электронную систему защиты авторских прав"). Это приведет к тому (максимум), что народ будет "за спиной оператора" делиться скачаным контентом.

Включение услуг манипуляциями с телефоном - это бред сивой кобылы. Равно как и "вывод из строя всей сети".
1st-Dec-2006 02:07 pm (UTC)
Спасибо, теперь я понял, почему когда я решил пополнить свой счёт на SvitOnline через вновь созданную услугу (отсылаешь SMS, -$2 со счёта, получаешь код пополнения на 2 юнита) и ошибся в формате запроса (вместо кода пополнения получил что-то вроде "nevernyj zapros") -- деньги с меня были исправно сняты (оператор GT). Со второго раза всё получилось, но "осадочек остался".
25th-Dec-2006 05:11 pm (UTC) - А можно ли подклюиться к SMSC с длинным номером?
Anonymous
А меня интересует вопрос, можно ли подключиться к операторскому SMSC с длинным федеральным номером?
25th-Dec-2006 10:45 pm (UTC) - Re: А можно ли подклюиться к SMSC с длинным номером?
Технически - можно. И даже с коротким. Размер, так сказать, не имеет значения :)

Главное, чтобы оператор позволил.
25th-Dec-2006 10:31 pm (UTC) - протоколы
Anonymous
Не подскажите где в интернете можно найти описание вышеупомянутых протоколов?
25th-Dec-2006 10:42 pm (UTC) - Re: протоколы
Поскольку непонятна цель такого чтения (для души, для работы, ...), начну "от печки"

Можно начать с контекстного поиска по словам "SMS" и "MMS" и чтени спек вот тут: http://www.3gpp.org/ftp/Specs/html-info/SpecReleaseMatrix.htm

Потом (или до того) можно поискать в эл. виде книжки вроде вот этой.

Честно говоря, мне оно слишком сильно не было нужно, и мне хватало того, что я вычитал в спецификациях.
29th-Nov-2007 12:04 pm (UTC)
Лучше тут спрошу:
При регистрации у опсоса короткого номера заполняется формочка
типа "короткий номер = длинный номер". Т.е. любому короткому номеру соответствует длинный (или несколько). И никаких редиректов в общепринятом у опсосов понимании. Если давать сразу длинный номер, то тарификация на нем как на коротком.


Собственно вопрос: можно ли зарегистрировать длинный номер с оплатой N долларов минута?
29th-Nov-2007 03:51 pm (UTC)
Технически - проблем нет. А процедурно - думаю, что проблемы будут.
2nd-Feb-2009 09:03 pm (UTC)
взИмается :)
3rd-Feb-2009 12:34 am (UTC)
Вот ведь!

Отрадно, что спустя три года баг таки был выловлен :)
15th-Mar-2010 02:22 pm (UTC)
"Когда вы звоните на какой-то короткий номер, коммутатор, который обслуживает ваш звонок, "заменяет" набранный вами короткий номер на какой-то "длинный""

У меня в свете этого вопрос: а зачем? Зачем транслировать в длинный номер? Ведь можно оставить короткий и так его гнать по сети? Или есть какое-то ограничение?
This page was loaded Nov 23rd 2017, 6:31 pm GMT.