?

Log in

No account? Create an account
dump -0f - /dev/mind
Я знаю Haskell, OCaml, GSM, эндофункторы и много других страшных слов
GSM: почему биллинг делается так долго? 
20th-Nov-2006 04:14 pm
(заказной пост для en_vision) Допустим, ваш оператор делает биллинг (готовит ежемесячные счета) в течении 5-10 дней? Почему так долго? Казалось бы, делов-то - "select sum(rated_amount) from rated_calls group by contract_id", и вперед - печатать счета. Давайте попробуем разобраться, где же порылась собака.

Допустим, у компании-оператора два миллиона абонентов, которым надо выставить счета. Каждый из этих абонентов за день в среднем совершает 10 тарифицируемых событий (исходящие звонки, SMS, ...) и еще столько же нетарифицируемых (входящие звонки, SMS, ...).

За месяц получаем: 2*10^6 * 20 * 30 = 12 * 10^8 (1 млрд 200 млн). Это количество записей, прошедших через rating.

Что делает процесс биллинга в простейшем случае? Для каждого из 2-х млн абонентов он смотрит, какие контракты принадлежат каждому абоненту, выбирает звонки, сделанные контрактами, суммирует их, добавляет все необходимые ежемесячные абонплаты, и начисляет сверху налоги. По окончании расчета полученные данные засовываются в красивую печатную форму (например, в виде PostScript).

Тут все желающие уже могут провести пару простых экспериментов. Например, взять любую базу данных, засунуть в нее миллиард-другой записей и попробовать выполнить select, вынесеный мной в первые строчки поста. Результаты отмасштабировать в предположении, что у оператора процессоры будут СуперМощные, а памяти будет Дофигищща.

Все? Нет, не все. Стрижка только начата. Это мы построили самый простой биллинг, практически - сферический биллинг в вакууме.

Давайте добавим в картину мира услуги, плата за которые зависит от месячной активности абонента. Например, "абонент платит за сервис фиксированную сумму в день, но только в дни, когда он пользовался этой услугой" или "сумма ежемесячной абонплаты зависит от кол-ва дней, в течении которых контракт был активен". Чтобы рассчитывать такие суммы, нам придется делать детальный анализ таблицы событий в разрезе дней. Допустим, что такие услуги популярны, и нам надо делать это для бОльшей части абонентской базы.[1]

Давайте также добавим в картину мира так популярные нынче "бесплатные" (или входящие в абонплату) минуты/SMS-ы/MMS-ы и т.п. В терминах нашей модели это означает, что для каждого контракта существует некое кол-во минут N, и определенные (не все) звонки суммарной продолжительностью не более N должны быть исключены из счета. Учтем, что, как правило, N бесплатных минут не будут исчерпаны при помощи целого числа звонков - будет какой-то звонок, который попадет "на границу" и его придется порезать на две части - платную и бесплатную. И это тоже делает биллинг.[2]

Давайте еще учтем смену тарифных моделей. Если у абонента была модель A (X_1 грн в месяц, Y_1 "бесплатных" минут) и он 20-го числа поменял ее на модель B (X_2 грн в месяц, Y_2 бесплатных минут), то с абонента надо снять X_1*(20/30) грн и дать ему Y_1*(20/30) минут в рамках модели А, а в рамках модели B снять X_2*(10/30) грн и дать ему Y_2*(10/30) минут - пропорционально времени, которое он провел в каждой тарифной модели. Да, попутно надо не забыть пересчитать все абонплаты, которые зависят от месячной активности.[3]

Как, все еще помещаемся в пару часов? Сомневаюсь.

Погодите, но кроме счетов для абонента есть еще бухгалтерия. Надо показать, какие звонки абонента "закрывают" те или иные его платежи. Другими словами, если абонент заплатил два раза по 100 грн, а наговорил на 200 грн, то биллинг должен для каждого звонка указать, к какому платежу он "отнесен" - к первому или второму. И так для всех звонков всех абонентов.[4]

Теперь посчитаем налоги и все цифры для налоговых накладных (это, правда, можно делать только для абонентов-юрлиц).

В принципе, дальше уже можно не продолжать, думаю, что и так все должно быть понятно. Если кто-то сможет втиснуть это все в рамки нескольких часов - ему прямая дорога писать и продавать биллинговые системы. Можно миллионы будет на этом деле заработать.

На реплики "так это ж можно распараллелить на 100 серверов!" я, наверное, реагировать не буду, уж извините :)

PS
Предваряя отдельный рассказ про Intelligent Network, NextGenerationOSS, конвергентные, hot, almost-hot и другие "быстрые" решения, хочу закинуть такую "удочку": в системе, которая Сразу после события подбивает достоверный и окончательный баланс абонента, и абонент не может уйти в минус, невозможна нормальная реализация услуг, описаных в пунктах [1],[2],[3],[4].

А реализовывать такие услуги отделу маркетинга хочется. Вот и получается, что либо модные услуги, контракт и длинный биллинг, либо без модных услуг, препейд и невозможность биллинга, как такового.

UPD: тем не менее, многие все-таки решили написать мне о том, как прекрасно параллелится биллинг и, в частности, как прекрасно разделяется для этого на части база данных. Коллеги! Я сам придерживаюсь мнения, что среди биллингописателей множество идиотов. Множество - но не все. Подумайте о том, почему такое, казалось бы, тривиальное решение не было реализовано на практике кем-то из major players. А еще подумайте о том, что биллинг - он раз в месяц, а все остальные 27 дней с этой базой и этой таблицей тоже что-то происходит. Причем очень активно происходит, практически без перерыва. И разделение базы на части для этих процессов .... ээээ ... ну, скажем, не самое лучшее решение.
Comments 
20th-Nov-2006 03:18 pm (UTC)
Мало того, большинство этого успешно реализуется на pre-paid пакетах.

Успешно? Я не соглашусь. Если на SCP нельзя завести произвольное кол-во произвольных счетчиков, то делаются костылики. Типа, вместо 30 "пакетных" минут в месяц человеку дается 1 минута в день. Которая, каждый день, "покрывает" 1 минуту разговоров. Что есть слабое подобие левой руки. Аналогично делается pro-rating (пересчет абонплаты).

А часто ли на SCP можно заводить произвольные счетчики и связанные с ними правила? А нечасто. Вот если уже вместо пары SSP+SCP завести SoftSwitch - то там можно выгнуться как угодно. Но это (софт-свитч) - что-то новое, модное и дорогое. Не все на него апгрейдятся просто "за красивые глаза".

Про [4]. В бухгалтерии, как в армии, приказы не обсуждаются и здравый смысл отключается. Т.е. нет вопроса "зачем?". Есть ответ "так точно, будет сделано!" :)

Последний абзац - сущая правда.
20th-Nov-2006 03:26 pm (UTC)
Вот я и говорю - большинство проблем в старом софте/железе, а не в принципиальной невозможности.

А насчет [4] - это для внутренней бухгалтерии оператора нужно? Т.к. в счетах/накладных/актах я такого никогда не видел.
20th-Nov-2006 03:29 pm (UTC)
У юриков, наверно, [4] используется.
20th-Nov-2006 10:24 pm (UTC)
Принципиальная невозможность тут - это невозможность реализовать что-то с текущим уровнем технологий.

Я, кстати, не слышал и не видел реализаций больших сетей на софтсвичах, в которых бы предоставлялась туева хуча вычислительно тяжелых сервисов. Как правило все внедряторы прекрасно понимают, где технология покажет себя лучше, и начинают именно с таких услуг. А чтбы увидеть, как оно будет дальше, должно пройти время и компании-новаторы должны набить себе шишки.

А то так можно походя любую проблему списать на то, что гигагерц и мегабайт маловато ... :)
20th-Nov-2006 03:27 pm (UTC)
> вместо 30 "пакетных" минут в месяц человеку дается 1 минута в день
Как-то так Мелафон считает.
20th-Nov-2006 04:27 pm (UTC)
Угу. Для [4], помнится, были такие понятия, как "начисление", "платёж", "покрытие". И вроде даже "частичное покрытие" было. А еще одно время в МТС (ну, когда там CBOSS был на каждом шагу) для того, чтобы обещаный платеж оказался погашеным, сумма следующего за обещаным реального платежа не должна была превышать сумму обещаного на 15% (в цифре могу ошибаться, но факт есть факт). Т.е. пообещал 100 р - изволь сначала положить 100-115 р, а потом уже сколько угодно. А иначе платежи не ассоциируются.
This page was loaded Oct 14th 2019, 2:55 pm GMT.