?

Log in

No account? Create an account
dump -0f - /dev/mind
Я знаю Haskell, OCaml, GSM, эндофункторы и много других страшных слов
GSM: как операторы воруют деньги и как я могу приобщиться к процессу? 
20th-Nov-2006 12:56 am
Итак, перейдем к обсуждению самой горячей и близкой всем без исключения темы: как операторы воруют деньги абонентов.

Чтобы ничего не пропустить, попробуем подойти к вопросу серьезно, системно и разложить все по полочкам.

Начнем с того, что безусловно отметем возможность, что операторы денег все-таки не воруют, как фантастическую. Это, знаете ли, смешно - все знаю, что они воруют. Некоторые даже называют конкретные цифры. Да и потом - достаточно завести себе мобильный телефон и увидеть, как тают деньги на счету, чтобы однозначно убедиться - что-то тут нечисто.

Получается, что абонент знает, что оператор ворует, а оператор знает, что абонент об этом знает. Получается такой себе love-hate relationship, когда обе стороны понимают, что есть в их отношениях какой-то запашок, но отказаться от них по каким-то причинам не могут. Зачастую это приводит к тому, что абонент начинает с подозрением относится к любым действиям оператора и склонен считать, что его обворовывают круглые сутки без перерывов на обед.

Чтобы отделить непреложные факты от бездонной пучины паранойи, для начала разделим воровство денег на воровство реальное и воровство кажущееся.

Реальное воровство - это когда оператор реально взял себе больше денег, чем положено по договору между ним и абонентом. Происходит это:
1)При выставлении счетов за неоказанные услуги
2)При оказании оператором незапрошенных услуг и выставлении за них счета
3)При списании денег со счета фиг поймешь куда "просто так"

Воровство же кажущееся - это когда абоненту кажется, что оператор зазря взял себе денег, но если копнуть поглубже, то окажется, что оператор может ответить за базар и показать, за что конкретно были взяты деньги и объяснить, что он "в своем праве". Ложечки находятся, но неприятный осадок в душе абонента все же остается. Происходит это:
1)При попытках абонента самостоятельно контролировать правильность операторского биллинга.
2)При совершении абонентом непреднамеренных ошибки в потреблении услуг (как правило, это ошибки в наборе номера)
3)При потреблении абонентом услуг, сопровождающемся потерей памяти о том, какие услуги использовались и зачем (сюда попадает использовании телефона по пьяни, малыми детьми, друзьями, женами, ...)
4)Когда абонент становится жертвой рекламы или низменных страстей (звонки в "секс по телефону" и участие в SMS-голосованиях)
5)Когда абонент не до конца изучает правила игры в мобильный телефон на деньги, называемые "Тарифный план".
6)Когда реальная жизнь входит в конфликт с (наивными) представлениями абонента о том, "как это работает"

Мне кажется, что все возможные случаи воровства денег можно отнести к одной из этих категорий. Прежде, чем рассматривать их в деталях и подробностях, поговорим чуть-чуть о биллинге.

Биллинг. Что это такое, его место в дикой природе? Чем биллинг отличается от боулинга?.

Биллинг - это страшный зверь, который собирает и перерабатывает записи о потребленных услугах. Записи эти предоставляются различным коммутационным оборудованием - MSC, SGSN, MMSC, SMSC, VoiceMail, и другими сервисными платформами.

Процесс переработки записей называется "рейтинг". Основная задача рейтинга - взять запись о потребленной услуге (ее называют CDR) и определить: 1)кто должен платить; 2)сколько он должен платить.

Периодически (как правило - раз в месяц) происходит собственно биллинг, который подбивает "итого" расходов для каждого абонента на основании данных, предоставленных рейтингом. Как видно, биллинг отличается от боулинга полным отсутствием шариков :)

Даже в таком поверхностном описании видятся как минимум такие возможные ошибки:
1)Рейтинг показал пальцем не на того, на кого надо;
2)Рейтинг неправильно подсчитал бабки;
3)Биллинг засунул расходы не в тот счет.

To Be Continued, но вопросы можно начинать задавать уже прямо сейчас :)
Comments 
20th-Nov-2006 11:21 pm (UTC)
1. Тут дело в позиционировании. Препейд позиционируется как "простой" (читай - минимум доп. услуг) сервис для "всех" абонентов (читай - дешево в режиме бест эффорт). Пост-пейдт - как "качество для тех, кто его ценит" и "реальные решения для реального бизнеса". Вот и получается, что абонентов в препейде больше, но средний доход "толще" на постпейде

2. Рейтинг всегда рейтит после каждой записи. Степень его "горячести" определяется тем, как быстро запись приехала в рейтиг, и как долго он длится. Уменьшая эти два параметра, можно "разогревать" рейтинг до "очень высоких" скоростей. При этом ты по тому же USSD-запросу будешь знать _текущее_ приближение твоего баланса - последнюю точку все равно ставит биллинг.

3. Вынесено - для удобства описания. Т.е. я явно хотел указать, что это две разные функции, вынесенные как минимум в разные процессы. Впрочем, бывают такие решение, когда рейтинг - от конторы А, а биллинг - от конторы Б.

4 и 5. Про это - будет отдельный пост.

6. Да, это всегда так, поскольку по законодательству по-другому не получится. Было бы можно по-другому - биллили бы в течении месяца мелкими порциями :)
This page was loaded Oct 21st 2019, 12:42 pm GMT.