?

Log in

No account? Create an account
dump -0f - /dev/mind
Я знаю Haskell, OCaml, GSM, эндофункторы и много других страшных слов
GSM: как операторы воруют деньги и как я могу приобщиться к процессу? 
20th-Nov-2006 12:56 am
Итак, перейдем к обсуждению самой горячей и близкой всем без исключения темы: как операторы воруют деньги абонентов.

Чтобы ничего не пропустить, попробуем подойти к вопросу серьезно, системно и разложить все по полочкам.

Начнем с того, что безусловно отметем возможность, что операторы денег все-таки не воруют, как фантастическую. Это, знаете ли, смешно - все знаю, что они воруют. Некоторые даже называют конкретные цифры. Да и потом - достаточно завести себе мобильный телефон и увидеть, как тают деньги на счету, чтобы однозначно убедиться - что-то тут нечисто.

Получается, что абонент знает, что оператор ворует, а оператор знает, что абонент об этом знает. Получается такой себе love-hate relationship, когда обе стороны понимают, что есть в их отношениях какой-то запашок, но отказаться от них по каким-то причинам не могут. Зачастую это приводит к тому, что абонент начинает с подозрением относится к любым действиям оператора и склонен считать, что его обворовывают круглые сутки без перерывов на обед.

Чтобы отделить непреложные факты от бездонной пучины паранойи, для начала разделим воровство денег на воровство реальное и воровство кажущееся.

Реальное воровство - это когда оператор реально взял себе больше денег, чем положено по договору между ним и абонентом. Происходит это:
1)При выставлении счетов за неоказанные услуги
2)При оказании оператором незапрошенных услуг и выставлении за них счета
3)При списании денег со счета фиг поймешь куда "просто так"

Воровство же кажущееся - это когда абоненту кажется, что оператор зазря взял себе денег, но если копнуть поглубже, то окажется, что оператор может ответить за базар и показать, за что конкретно были взяты деньги и объяснить, что он "в своем праве". Ложечки находятся, но неприятный осадок в душе абонента все же остается. Происходит это:
1)При попытках абонента самостоятельно контролировать правильность операторского биллинга.
2)При совершении абонентом непреднамеренных ошибки в потреблении услуг (как правило, это ошибки в наборе номера)
3)При потреблении абонентом услуг, сопровождающемся потерей памяти о том, какие услуги использовались и зачем (сюда попадает использовании телефона по пьяни, малыми детьми, друзьями, женами, ...)
4)Когда абонент становится жертвой рекламы или низменных страстей (звонки в "секс по телефону" и участие в SMS-голосованиях)
5)Когда абонент не до конца изучает правила игры в мобильный телефон на деньги, называемые "Тарифный план".
6)Когда реальная жизнь входит в конфликт с (наивными) представлениями абонента о том, "как это работает"

Мне кажется, что все возможные случаи воровства денег можно отнести к одной из этих категорий. Прежде, чем рассматривать их в деталях и подробностях, поговорим чуть-чуть о биллинге.

Биллинг. Что это такое, его место в дикой природе? Чем биллинг отличается от боулинга?.

Биллинг - это страшный зверь, который собирает и перерабатывает записи о потребленных услугах. Записи эти предоставляются различным коммутационным оборудованием - MSC, SGSN, MMSC, SMSC, VoiceMail, и другими сервисными платформами.

Процесс переработки записей называется "рейтинг". Основная задача рейтинга - взять запись о потребленной услуге (ее называют CDR) и определить: 1)кто должен платить; 2)сколько он должен платить.

Периодически (как правило - раз в месяц) происходит собственно биллинг, который подбивает "итого" расходов для каждого абонента на основании данных, предоставленных рейтингом. Как видно, биллинг отличается от боулинга полным отсутствием шариков :)

Даже в таком поверхностном описании видятся как минимум такие возможные ошибки:
1)Рейтинг показал пальцем не на того, на кого надо;
2)Рейтинг неправильно подсчитал бабки;
3)Биллинг засунул расходы не в тот счет.

To Be Continued, но вопросы можно начинать задавать уже прямо сейчас :)
Comments 
20th-Nov-2006 12:11 pm (UTC) - Могу поробовать ответить
Поскольку сам с билингами дело имел и имею.
1. Строго говоря pre-paid от post-paid ничем не отличается в технологии счёта. Просто у pre-paid есть порог отключения услуги, у post-paid нет.
2. Чаще всего билинг действительно считает в онлайне, и есть основания ожидать, что сразу после звокна/смс/прочего по ussd можно запросить реальный остаток на данную секунду. Фактически же могут быть и задержки. Тем более в крупных сотовых операторах.
3. Тут скорее вопрос терминологический. Строго говоря биллинг -- это выставление счёта за услугу, рейтинг -- вычисление расходов. Вряд ли они разнесены по абсолютно разным системам, хотя сермяга в этом есть -- как минимум рейтинг это OLTP, а билинг это OLAP, так что разумно было бы расходы считать и счета выставлять на разных СУБД. Как это реализовано в реалиях -- надо смотреть по каждому конкретному случаю.
4. Это тоже от реализации зависит. Насколько я помню, в NWGSM был глючок, когда с 1 центом можно было позвонить и беседовать на много-много ;) И, насколько мне известно, в некоторых системах реализовано принудительное прерывание разговора, но тут я не спец -- до таких дебрей я не добирался ;)
По остальным ответить не могу ;)
20th-Nov-2006 02:19 pm (UTC) - Re: Могу поробовать ответить
1. Действительно, зависит от того, какой смысл мы вкладываем в слова "prepaid" и 'postpaid". Если только способ занесения денег на счет и величину лимитов - то разницы почти нет. Но бывает и по-другому: http://users.livejournal.com/_adept_/45093.html#cutid1

2. ... тем более при наличии услуг, которые принципиально невозможно точно посчитать в онлайне. Примеры - по той же ссылке. Туда же можно добавить всякие скидки от ещемесячной суммы счета, например.

3. Согласен.

4. Про это будет отдельный пост.
21st-Nov-2006 10:04 am (UTC) - Re: Могу поробовать ответить
Ну по пп. 1 и 2 -- изменение тарифного плана в середине расчётного периода вещь весьма нечастая. Одни операторы отказываются это делать, и это прописано в правилах предоставления услуги. У других для случаев изменений условий оплаты есть процедура пересчёта вручную. Отдельно стоят "услуги прочих операторов" -- например, роуминг тот же (я могу ошибаться, с сотовыми билингами изнутри дела не имел, пользуюсь сторонней информацией), на согласование выписок по которым уходит время (от нескольких часов до нескольких дней), но об этом многие добросовестные операторы предупреждают -- помню, когда бывшая супруга ездила в Белорусию, я спрашивал у саппорта Мегафона условия роуминга, и там вполне доходчиво всё объяснили, включая то, что пока не получат от Белорусских операторов отчёт об услугах связи по роумингу, остатку на счету не доверять.
22nd-Nov-2006 01:45 pm (UTC) - Re: Могу поробовать ответить
Одни операторы отказываются это делать, и это прописано в правилах предоставления услуги. У других для случаев изменений условий оплаты есть процедура пересчёта вручную.

Вот это я и называю "такие услуги могут быть реализованы на препейде, но хреново" :)
22nd-Nov-2006 02:37 pm (UTC) - Re: Могу поробовать ответить
Ну блин, мы в реальном мире, может и телефонка сервиса не давать, и билинг не на телефонку заточет, и так далее. Хотя квалификатора "хреново" это не отменяет ;)
22nd-Nov-2006 04:08 pm (UTC) - Re: Могу поробовать ответить
может и телефонка сервиса не давать
это - форсмажор

и билинг не на телефонку заточен
это - ошибка при выборе биллинга. Ее можно исправить, купив концептуально такой же биллинг, но для телекома.

А я говорю о случае, когда как ни крутись, а в рамках технологии нужный сервис сделать не получится, хоть тресни.
This page was loaded Oct 15th 2019, 5:59 am GMT.