Dmitry Astapov (_adept_) wrote,
Dmitry Astapov
_adept_

Categories:

Как я сдавал TOEFL

Сегодня я пошел и сдал TOEFL IBT. Насколько это мне удалось - будет ясно через две недели, а пока я хочу по свежим следам поделится впечатлениями о процессе. Они, думаю, будут интересны не только тем, кто собирается сдавать этот экзамен, но и тем, кто просто про него что-то слышал.

Итак, задача: сдать TOEFL IBT на 87 баллов (или больше) из 120 возможных.

Я до этого про TOEFL знал только то, что это "такой тест", поэтому первым моим вопросом было "Что такое TOEFL IBT (Internet-based test)?". Выяснилось, что это тест, который сдается в специально сертифицированном тест-центре сидя за компьютером. Проверяется уровень владения языком на типичных задачах: чтение, восприятие устной речи, устная речь, письмо. Так как тест в основном рассчитан на (будущих) студентов, предполагается, что проверяется владение языком "в академической среде". Чтение и восприятие речи проверяется "механически" на multiple-choice questions, а устная речь и письмо проверяются людьми пост-фактум - ответы рассылаются специальным "оценщикам", каждый ответ оценивается двумя людьми независимо, и вы получаете среднее арифметическое. Каждый раздел теста "стоит" в сумме 30 баллов. Всего, стало быть, можно набрать 120. Стоит все удовольствие $165.

"Фигня вопрос!", - подумал я, и принялся искать, как бы попробовать свои силы заранее, сидя дома. Я очень положительно оценивал свой уровень владения языком, и предполагал, что могу просто пойти и сдать без всякой подготовки, благо, надо набрать не максимум, а "всего" 87 баллов. Впрочем, хотелось в этом убедиться. И я полез в гугл.

Довольно быстро выяснилась интересная вещь: в Киеве полно подготовительных курсов "под TOEFL", которые обязуются взять ученика с уровнем владения "Upper intermediate" или "Advanced", и всего за три-четыре месяца занятий (три раза в неделю по два часа) натаскать его так, что он сдаст на 110 из 120. Тут я подумал: "WTF?! Три месяца подготовки для 'advanced'? Или кто-то очень хочет денег, или я чего-то не понимаю.". И я начал искать возможность потренироваться с утроенной энергией.

Скачав Изучив несколько потенциальных вариантов, я остановился на "Kaplan TOEFL iBT with CD-ROM, 2010-2011 Edition". На прилагающемся диске есть программа, очень удачно имитирующая работу настоящего TOEFL IBT, к которой прилагается четыре полноценных набора тестовых вопросов. Ответы на разделы Reading и Listening оцениваются самой программой (причем в случае ошибок она внятно объясняет, почему именно этот ответ - правильный), а ответы на секции Speaking и Writing предлагается оценить самостоятельно, сравнивая свое творчество с прилагающимися образцами - для каждого вопроса демонстрируется "отличный", "хороший" и "плохой" ответы.

Я прошел один тренировочный тест (это заняло 3 часа), и мой энтузиазм слегка угас: если в Reading и Listening я набрал 92% и 95% правильных ответов, и с Writing тоже все было, вобщем-то, неплохо, то вот со Speaking был полный атас. Я вполне мог ответить на все вопросы, мне с излишком хватало и словарного запаса и навыков беглой речи, но я катастрофически не укладывался во время.

Раздел Speaking выглядит так: диктор читает вопрос (или кусок текста, или диалог + вопрос), после чего у вас есть 15-20 секунд на подготовку и 45 или 60 секунд на ответ. Все происходит без пауз и остановок. В самый первый раз после команды диктора "У вас есть 15 секунд на подготовку, время пошло" я практически все 15 секунд протупил, судорожно пытаясь сообразить, как же за такое время хоть как-то подготовиться. Естественно, что ответ при этом выглядел примерно так: "Erm .... Erm ... The most important event of my childhood was when ... when ...  when I ..... Fuck! Time is up :(". Пока ты приходишь в себя после такого откровенно фигового выступления, уже звучит следующий вопрос, и выйти из полу-шокового состояния не получилось до самого конца этого тестового блока. Дальше тоже нет возможности сидеть и посыпать голову пеплом, т.к. уже начинается Writing, часы тикают, а у тебя "morale too low, unit panicked" (а ну, кто узнает цитату?).

В результате я понял, что без подготовки я имею некислый шанс сдать Speaking примерно баллов на 3-5-7 из 30, и если при этом допустить пару ошибок во всех остальных блоках, то можно запросто получить ниже 87. Стало быть, надо готовится.

Я честно прочитал раздел "Подготовка к Speaking" в книжке Kaplan, которая шла с CD, и прослушал все их аудио-уроки на эту тему на CD. Я нашел книжку "Cracking TOEFL IBT", и там тоже проштудировал раздел про "Speaking". Советы в книжках были полезные, но довольно простые: 1)имейте тезисный план, 2)говорите одну вводную фразу, две-три фразы с примерами для развития темы + фразу-заключение, на больше у вас не будет времени.

В теории все выглядело просто, и я обнаружил, что ответы на так называемые integrated questions (когда вопрос ставится по тексту, который ты только что прочитал или услышал) по такой схеме строятся и проговариваются действительно "на ура". Оставалась проблема с independent questions, в которых ты должен был рассказать о чем-то, что (по мнению авторов теста) тебе близко и знакомо.

Темы там могут быть примерно такие: "Какое самое важное событие твоего детства?", "Кто твой role model и почему?", "Расскажи про свою самую любимую книгу", "Расскажи про человека, который научил тебя чему-то важному", "Что лучше - тратить деньги на удовольствия или откладывать на черный день, и почему?", "Должны ли родители быть строгими или мягкими по отношению к детям, и почему?". Самая большая проблема для меня оказалась в том, чтобы сосредоточится на каком-то конкретном примере или нескольких деталях, и рассказать _только_ о них, не пускаясь в пространные абстрактные объяснения. Плюс, для вопросов типа "любимая книга" остро стоит проблема выбора: про какую именно книгу рассказывать? Выбирать надо быстро, т.к. на подготовку всего 15 секунд. Пока ты выбрал из 10 вариантов, уже надо отвечать, а ты еще не придумал, про что именно ...

Самым действенным способом подготовки оказался такой: пойти на youtube, найти там один из 100500 роликов про "TOEFL IBT Speaking question N" (где N = 1 или 2, дальше идут integrated questions), и выбрать из них те, в которых приводятся примеры вопросов. Дальше делаешь так: слушаешь (или читаешь) очередной вопрос, ставишь ролик на паузу, и сразу же, без подготовки, пытаешься отвечать (засекая время по секундомеру). Секундомер делается так: "sleep 45 && aplay -q '~/.wine/drive_c/Program Files/Valve/valve/sound/buttons/blip2.wav'" :)

После 30-40-50 вопросов "влет" ты понимаешь, что 15 секунд на подготовку - это на самом деле дофига времени. К этому моменту я уже ощущал временные рамки (сколько текста влезет в 45 секунд) и был полностью готов "с места в карьер" начинать говорить на абсолютно любую тему. Теперь я попробовал применить советы из прочитанных ранее книжек (см. выше), и обнаружилось, что за 10 секунд вполне реально набросать отличный план из тезисов, и за 45 секунд не торопясь его изложить.

Дальше я начал выбирать место для сдачи тестов, и выяснилась еще одна любопытная деталь: в этих ваших интернетах полно рассказов о том, как "я пошел сдавать тест, а там 15 человек на 10 квадратных метров, и вот начался Speaking, и тут обезьяны КААААК ПРЫГНУТ все начинают говорить одновременно, и я совсем-совсем не смог сосредоточиться". Первой моей реакцией было: "И вот все у нас так :(", но быстро выяснилось, что даже на официальном сайте ETS в демо-ролике показана именно такая аудитория для сдачи экзамена, и даже специально подчеркнуто, что тренироваться говорить надо так, чтобы не обращать внимание на сторонний шум.

В результате победная стратегия была такая:
1)Взять из дому бумаги А4 для заметок (т.к. некоторые страдальцы описывали, что им дали только 1 А4, и потом дооолго искали "добавку"). В моем случае всем дали по пять листиков и без проблем давали еще, но мне не пришлось отрываться. За время теста я исписал 11 листов А4 с двух сторон.
2)Начинать тест сразу, как только пустили за компьютер. Все остальные сидели и тупили до момента, пока куратор не сказал: "Ну, а чего вы ждете? Давате, начинайте".
3)Не тупить на Reading и Listening, забить на десятиминутный перерыв перерыв перед Speaking или сократить его до минимума.

В результате я, хоть и зарегистрировался последним, начал Speaking первым, и вплоть до четвертого задания я был единственным "говорящим" в аудитории. На пятом задании подключился еще один человек из противоположного конца аудитории, но он мне не мешал, т.к. говорил довольно тихо. В результате я сделал весь Speaking без особых проблем. Затом потом начался натуральный "адъ и израиль", все натурально начали говорить одновременно и пытаться друг друга чуть ли не перекричать (так как наушники совсем не noise cancelling), но мне было уже пофигу - я сделал громкость побольше и слушал задание для Writing.

Закончил я тест первым (наблюдение: 9 из 10 печатают двумя пальцами, не успевают уложиться во время, нервничают из-за этого и страдают). Вышел из аудитории, вдохнул полной грудью и услышал за спиной реплику бабушки-вахтерши "О! Хто перший вийшов - той краще знає" :)

Надеюсь, что это действительно так.

PS
Сдавал в тест-центре на Эжена Потье, 7 (в каком-то мединституте или что-то в этом роде).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →