Волшебник (__zauberer__) wrote,
Волшебник
__zauberer__

Categories:

Тракторная тема

Продолжаю всю ту же тему о советстком тракторостроении, что была затронута чуть ранее. Вот тут найдено описание "Запорожца", о котором шла речь в статье В. Точинова. Пройдя под кат можно прочитать не только об этом тракторе, но и еще кое-что про тракторостроение. Ну и вообще можно по исходной ссылке пройти. Вероятно, что есть и более подробные материалы, но это тоже ничего. Для общего развития сгодится вполне. :)

В. КРЫЛОВ

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ ТРАКТОРА


Без малого сто лет назад, в 1882 году, был построен на берегах тогда полноводного Токмака завод земледельческих машин. Чтобы обрабатывать плодородные запорожские земли, понадобились орудия. Собственно, заводов было два: германского и австрийского подданных, Фукса и Клейнера. Рабочие — украинцы, русские, немцы, трудовой окрестный люд — жили бедно, работали честно.

С ранней весны 1904 года рабочие завода Фукса объявили забастовку, а в мае помогали бастовавшей Корчи. В Большом Токмаке имелась партийная организация, распространялись прокламации РСДРП. Именно здесь подпольно печаталось знаменитое воззвание героев-потемкинцев; годы первой революции, столыпинской реакции, гражданской войны прочно связаны с именами революционеров Петра Моисеенко, П. М. Никифорова, красного командира П. Е. Дыбенко, большевика, впоследствии ставшего первым советским директором завода, И. Т. Леппика...

Рабочие не являлись на мобилизацию в «добровольческую» армию белых, они поддерживали и установили окончательно Советскую власть. Выгнав со своей земли «черных баронов», жители местечка продолжали думать не только о себе — среди других насущных дел заготовили и отослали эшелон хлеба голодающей трудовой Москве... Конечно, народное движение не кончилось с установлением власти, оно только набирало силу. Изменилось название города, менялся и рос завод. Некогда самые крупные предприятия Токмака — заводы Фукса и «Киранон» в 22-м году слились в один, получивший название «Красный прогресс».

Шли годы. Первые пятилетки. Война. Завод работает на оборону страны. Принцип солидарности — за всех, ради всех — живет в сердцах.

Восстановление. Переход к выпуску дизелей. Завод растет. Вспоминает о былом. Ничего не забыть: ни героев, ни достижений. Таков его характер. Появляются мемориалы в честь первых революционеров и доски Почета передовиков-современников, книга «Так рождались традиции», музей завода...

На дизелестроительном заводе имени С. М. Кирова возникает почин: восстановить самый первый, «23-го года рождения» отечественный трактор. Этот «Запорожец» первой партии в том же году был отправлен в Москву на первую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку, предшественницу нашей ВДНХ.

Было решено: к 110-й годовщине со дня рождения Ильича «Запорожцы» первого выпуска будут стоять в подмосковных Горках, Ульяновском мемориале и ленинградском филиале Центрального музея В. И. Ленина. За право поездки в эти замечательные места для торжественной установки сделанных своими руками экспонатов соревновалась вся молодежь завода.

И как соревновались? Собственно сборка моделей началась в заводских мастерских профтехучилищ — здесь учатся ребята, решившие овладеть профессией токаря, зуборезчика, слесаря, лекальщика, и, освоив ее, работать на заводе (предприятие, к слову сказать, огромное и давно выпускает не сельскохозяйственный инвентарь, а мощные дизели, турбины — весьма сложную современную продукцию).

В свободное время бесплатно каждый участник изготавливал в своем цехе одну из 3500 деталей трактора. А руководил сборкой старый мастер, одно из глазных действующих лиц почина, Евгений Григорьевич Щуров. Он был учеником на заводе, когда тот изготовлял «Запорожец», работал здесь же, учил молодежь в заводском ФЗУ, потом ПТУ, ушел на пенсию, но ненадолго: вернулся ради дела. Он, очевидец, вспоминает: опытный образец конструкции инженера Л. А. Унгера был создан поблизости, на небольших кичкасских госзаводах и передан «Красному прогрессу» для серийного выпуска.

Каким он был с виду? Довольно забавным по нынешним временам. Меньше «фордзона». Тракторист сидел высоко, как на велосипеде. Сходство заключалось еще в том, что трактор был трехколесным, с одним ведущим задним колесом, и только это колесо имело 218 деталей. На поворотах машина не обладала еще достаточной устойчивостью, иногда опрокидывалась, зато была проста в эксплуатации.

Ее свойства демонстрировались на сельхозвыставке в Москве, которую осматривал В. И. Ленин, на полях Петровской сельскохозяйственной академии, и за границей, в Персии, на первой сельскохозяйственной выставке в Тегеране. Тогда советские экспонаты были награждены золотой медалью, дипломами, Почетными грамотами. Молодая советская техника вызвала восхищение у персидских крестьян.

Глазной отличительной чертой трактора было то, что он работал на сырой нефти, а не на бензине, как европейские (баллон, из которого горючее самотеком поступало в двигатель, крепился на крыле). Это было проще и дешевле. Известный советский ученый-машиностроитель Л. К. Мартенс уже в те дни, говоря о «Запорожце», утверждал, что «будущий русский трактор должен быть простой, дешевой и долговечной машиной, работающей на нефти, а не на бензине»...

Старый мастер и молодые рабочие увлечены восстановлением «Запорожца» для будущего. Но возродить исчезнувшее всегда трудно. До наших дней дожил только «Запорожец» серийного выпуска за № 107, хранимый Черниговским музеем. Стали искать. И удача. Фото из семейного архива, на котором изображены первые трактора на заводском дворе, ждущие отправки, принес рабочий — сын рабочего, сделавшего снимок. Разыскали и другие фото тракторов, «братьев» черниговского экспоната, имевших уже не 12, а 18 лошадиных сил, и несколько иной внешний вид. От них решили вернуться к модели первой.

— Берегу для истории, — говорит Щуров и протягивает папку с документами, конструкциями, рабочими чертежами, кропотливо воссозданными по описаниям и фотографиям.

Его фраза звучит многозначительно и гордо. Да, он вправе сказать так...

— В двадцать втором цехе и других делают по нашим чертежам только отдельные детали, а сюда приходят посмотреть, что получается в целом, — продолжает Евгений Григорьевич. Но тут подходит помощник его по сборке на этот день комсомолец Станислав Дубинин. В руках у него только что изготовленный из латуни, как в давние времена, радиатор.

Сборка первого трактора (и сам процесс, и соревнование за право поездки в Ульяновск, Москву, Ленинград) — лишь этап начатого ранее движения: восстановить и сохранить для потомков историю завода.

Еще один старожил, главное действующее лицо этой заводской эпопеи — Николай Петрович Сосна, Этот человек начинал в Токмаке собкором запорожской газеты. Заинтересовался историей города и завода; будучи журналистом, собрал и посейчас собирает обширный и любопытнейший материал.

Конечно, Сосна связан со сборщиками первого трактора. Они идут к нему за советом. Николай Петрович — основатель и общественный директор заводского музея. Многие его экспонаты, находки помогли воссоздать первый трактор. Да и сама идея возрождения машины родилась среди активистов музея. Это и ветераны, как, например, Борис Николаевич Киба (30 лет на заводе, 12 помогает музею), и прежний секретарь комитета комсомола Сергей Ивахненко, и экскурсоводы, ученики Николая Петровича, молодые работницы Людмила Овчаренко, Ирина Марусина... Находятся все новые документы, свидетельства минувших лет.

Заводчане решили сделать несколько экземпляров первой модели. Один вместе с копиями найденных документов будет передан в новый городской краеведческий музей; другой оставлен в заводском. Хотят подарить трактор и своему техучилищу, где он начал обретать вторую жизнь. Собираются поставить и у проходной — глядите, мол, входящие гости, с чего начинался наш завод в начале 20-х...

Нынешний секретарь комитета комсомола Николай Кривцун рассказал, что комитет взял в свои руки бразды правления этим своеобразным соревнованием. Каждый месяц подводились итоги. В заводской газете «Кировец» из номера в номер публиковались материалы о каком-либо передовике сборки исторического трактора, рассказывалось, что нового внес именно он в общее дело.

Сейчас имена победителей уже названы. В год недавнего ленинского юбилея они сами отвезли свои подарки — модели первого отечественного трактора — в Ульяновск, Ленинград и подмосковные Горки.

Л. СЕРГЕЕВА

ТАКИМ БЫЛ «ЗАПОРОЖЕЦ»


Опытный образец трактора «Запорожец» был создан на небольших кичкасских госзаводах сельскохозяйственного машиностроения № 14 и № 11 под руководством инженера Л. А. Унгера. Трактор строился на базе 12-сильного двухтактного одноцилиндрового нефтяного двигателя «Триумф» производства большетокмакского госзавода № 8.

Зажигание смеси в нем происходило от запальной головки, которую перед пуском двигателя минут 15—20 разогревали до каления. Момент зажигания регулировался подачей воды в цилиндр, охлаждался двигатель водой.

Редуктор, закрытый в плотный металлический корпус, предохранял шестерни от грязи и пыли. Вместо шариковых подшипников и баббитовых вкладышей применялись бронзовые втулки. В случае износа их можно было изготовить в любой мастерской. Мощность от двигателя к колесам передавалась через фрикционную муфту с обшивкой из сыромятной кожи.

Трактор передвигался только с одной скоростью — 3,6 км/ч. Правда, в некоторых пределах она все же изменялась воздействием на маятниковый регулятор изменения числа оборотов.

Тракторное дело в молодой Советской Республике только зарождалось, не было и речи о высококвалифицированных механиках, база эксплуатации и ремонта ограничивалась сельской кузницей. Работу же на такой несложной машине, как «Запорожец», мог легко освоить даже малограмотный крестьянин и ухаживать за ней как за «механической лошадью». Протокол испытаний опытного образца (лето 1922 года) констатировал: «Трактор с 12-сильным двигателем, расходующим около двух пудов черной нефти на десятину, при глубине вспашки до четырех вершков свободно снимал пласт земли в 65 квадратных вершков. Трактор мог вспахать 1,5—3 десятины земли в день (в зависимости от глубины вспашки)».

«Запорожец» решили усовершенствовавать и обеспечить его изготовление чертежами и моделями. Было построено 10 тракторов модернизированной конструкции.

Образец прибыл на токмакский завод «Красный прогресс» 29 сентября 1923 года. Здесь предусматривалось освоить его серийное производство. Путь почти в 90 верст от села Кичкаса «Запорожец» проделал своим ходом без малейших поломок. В пути следования дли крестьян несколько раз демонстрировалась вспашка земли «механическим конем»...

«Соревнования «Запорожца» первого выпуска и гусеничного трактора «холт» Обуховского завода на полях Петровской сельскохозяйственной академии осенью 1923 года прошли в пользу отечественного первенца. На вспашку десятины земли при четырехвершковой глубине «Запорожец» в среднем тратил около 30 кг нефти. Трактор «холт» — 36 кг керосина. За оригинальную конструкцию трактора применительно к условиям СССР, при хорошей сборке, производительности и тяговых усилиях госзавод N14 удостоился Почетного диплома I степени.

Спрос на трактор марки «Запорожец» был большой. Особенно он возрос после испытаний, проведенных вместе с американским «фордзоном» весной 1925 года. Вспашку десятины земли «Запорожец», уже имевший 16 л. с., заканчивал на 25 минут раньше. При этом расход нефти составлял 17,6 кг. «Фордзон» сжигал 36 кг керосина. По всем показателям питомец «Красного прогресса» выглядел лучше заграничного коллеги.

Ход дальнейших событий сложился не в пользу «Запорожца». Победило направление массового производства. К этому времени уже прояснились горизонты первой пятилетки, перед страной стояли грандиозные задачи, нужны были крупные предприятия.

Строительство тракторов «Запорожец» продолжалось до конца 1926 года. Их было выпущено более 500 шт. (по некоторым данным — до 800 шт.). Но еще долго урчал на полях первых колхозов этот непритязательный «трехколесник», помогая крестьянам идти в «коммунию».

На тракторе «Запорожец» №107, например, замечательный тракторист и механик М. И. Роскот из Черниговской области бессменно работал с 1924 по 1958 год. В годы немецко-фашистской оккупации он разобрал трактор, узлы и детали надежно спрятал. После освобождения. «Запорожец» пришел на помощь разоренной земле.

Источник: http://www.avtomash.ru/pred/prom/2007120907.htm
Tags: В. И. Ленин, Октябрьская революция, Россия, достопримечательности, коллективное творчество, коммунизм, проблемы социализма, рабочий класс, революция
Subscribe

  • “Destino” (1946/2003)

    Комрад barros поведал о чудесном мультфильме. В 1946 году студия Диснея начала строить экспериментальную короткометражку по сценарию и…

  • Нет в жизни случайности...

    Прошел тест. Само по себе это фигня, но проходил я его с закрытыми глазами, т. е. поводил немного мышом по экрану, куда он уткнулся, там и вариант…

  • The Crisis

    The Crisis (minidrama) Создано __zauberer__ совместно с группой The Beatles. Исполняет хор капиталистов с солистом (басом). На заднем фоне…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments