Selma Bouvier (__selma__) wrote,
Selma Bouvier
__selma__

Снова о "Brokeback Mountain" - это для форума на exler.ru, поэтому не интересующимся можно не читать. :)

Книга и фильм довольно тесно переплелись в моем восприятии, но если уж сама Анни Пру сказала, что фильм стал "мясом на скелете ее рассказа", то рассматривать эти две составляющие истории в совокупности вполне простительно. Итак, если бы я хотела описать Джека одной фразой то это были бы слова "надо что-то делать". Он весь в этом - сбежал из Лайтенинг Флэт, пытался добиться успеха в родео, был инициатором в отношениях с Энисом, первый сделал шаг к новой встрече после 4 лет разлуки, ушел из родео, когда понял, что это "не его", пытался убедить Эниса в возможности жить вдвоем, как мог помогал Лорин в бизнесе, искал удовлетворение своим сексуальным потребностям "на стороне", вызвал Эниса на последний серъёзный разговор - он всегда пытался разрешить стоящие перед ним проблемы.

IMHO Трагедия Джека не в его запретной с точки зрения общественной морали любви к Энису. Как раз эта сторона его личности не была для него сколь либо значимой проблемой - он "заварил" всю кашу в палатке, после расставания "объезжал не только быков", ездил в Мексику, пытался уговорить Эниса на совместную жизнь. Он сумел разобраться с собой и со своей личной гомофобией. То, что мешало ему жить - невозможность быть самим собой как раз рядом с тем, кого он любил, невозможность активного влияния на развитие их отношений. Он - осознанно или нет -выбрал путь "просто любить" Эниса таким, какой он есть, принес в жертву свою деятельную натуру, иными словами - ломал себя, поскольку пошел на это "ничегонеделание". 20 лет поездок на 1200 миль - та единственная ниточка, тот "короткий поводок", на котором держались все надежды Джека, то, что сделало вообще возможным встречи обоих в течение столь долгого времени. Только эти несколько часов езды на машине создавали для него самого иллюзию того, что он "что-то делает". Живи они рядом, Джек вполне вероятно не выдержал бы 20 лет секретности. Во что бы вылился его протест в этом случае - остается только гадать.

Последний разговор Эниса с Джеком... Это настолько мастерски проработанная сцена духовной смерти Джека! Поясню, что я имею в виду.

В один из вечеров их последней недели вдвоём он говорит Энису (по-моему в фильме эта фраза опущена): „…fuck-all has worked the way I wanted. Nothin never come to my hand the right way.“ (…хрен что работает, так, как мне хотелось. Ничто и никогда не получается у меня правильно.) Это - первый "звоночек", момент, когда Джек осознаёт полное крушение своей жизни, скажем так, "вокруг" Эниса - семейной, социальной, профессиональной, как отца, наконец. Но в этот момент он еще не потерял ту "соломинку", которая стоит для него всего остального - его любви к Энису.

Что происходит дальше? Тот самый последний разговор с Энисом, который не оставляет Джеку никаких иллюзий на будущее. Они высказывают друг другу все, что наболело, взаимные обиды и страхи – Джек даже признаётся в своих изменах. (Опять важно - если для Эниса связи Джека с другими мужчинами - трагедия в первую очередь потому, что это подтверждает его гомофобный ужас "быть, как эти парни", то для Джека - боль не в "неправильности" однополого секса как такового, а в том, что это - измена и он скрывал свои связи на стороне, боясь дать Энису понять, что их встреч один-два раза в год ему недостаточно). И хотя они оба понимают, что не в силах избавиться друг от друга (=разлюбить), в конце концов итог даже этой отчаянной попытки "что-то сделать" таков, что "Nothing ended, nothing begun, nothing resolved" (ничто не закончилось, ничто не началось, ничто не разрешилось). И если Энису эта агонизирующая стагнация отношений была каким-то образом ясна все 20 лет (он скорее сторонник стaбильности во всем - if you can't fix it you've got to stand it) то что есть для Джека, как человека действия, осознание того, что вся, абсолютно вся его жизнь была лишь иллюзией жизни, кружением на одном месте?

Здесь (и в книге, и в фильме) единственный раз мы видим отношения двоих глазами Джека: он вспоминает то давнее объятие в далёком 1963 году как единственный момент счастъя в их с Энисом жизнях. Тогда он был полон надежд, но уже понимал, что "Ennis would not then embrace him face to face because he did not want to see nor feel that it was Jack he held" (Энис не обнял бы его тогда лицом к лицу, потому что не хотел ни видеть, ни чувствовать, что это был Джек - тот, кого он обнимал). И вот после 20 лет нерегулярных встреч и единственного искреннего разговора Джеку остаётся лишь холодная и жестокая ясность того, что "they'd never got much farther than that" (им так и не удалось продвинуться намного дальше, чем тогда). Это для меня тот момент, когда Джек умер "в себе". У него не только не осталось ничего. Он вдруг предстал перед осознанием того, что ничего, кроме того лета на Горе, того единственного короткого момента счастья, у него и не было.

Нам-то как читателям и зрителям известна сила чувств Эниса к Джеку, но сам он всю жизнь вынужден был полагаться на свои собственные глаза и ощущения. И Анни Пру показала нам в этом коротком эпизоде, как и что именно Джек чувствовал. Если даже Энис не отдавал себе отчет в силе своей любви, то Джеку оставалось тем более лишь угадывать и надеяться. И вот Джек, 20 долгих лет веривший во что-то, пытавшийся довольствоваться той самой "бездеятельной" любовью по правилам Эниса, не нашедший абсолютно никакого применения столь близкому и понятному его натуре стремлению к ДЕЙСТВИЮ, "to fix it", остался один на один со своими разбитыми надеждами. С этого момента уже не важно, что стало с телом Джека - его сердце перестало биться, когда грузовик Эниса уехал обратно в Сигнал.

Мораль не всегда пользуется монтировкой, чтобы убить. И смерть - не всегда столь очевидна, как на похоронах. И Джек, и Энис ушли из жизни задолго до того, как их тела были оплаканы родственниками - с момента осознания бесцельности и бесперспективности своего существования друг без друга. Джек понял это после их последней и единственной ссоры, а Энис - потеряв Джека навсегда. И если Джек не долго был живым мертвецом (из-за монтировок ли, из-за взорвавшейся ли покрышки - существуют даже теории его самоубийства, что лично мне кажется неверным - в самоубийцах все-таки еще теплятся остатки жизни и боли, от которых они и уходят, для Джека же ИМХО все было кончено), то Энису осталось лишь доживать в трейлере. И пусть Джек пришел на его зов "я клянусь..." даже оттуда, откуда не возвращаются, но разве сны - равноценная замена жизни?
Tags: bbm, exler
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments