?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
(no subject)
old
__selma__
Снова о "Brokeback Mountain" - это для форума на exler.ru, поэтому не интересующимся можно не читать. :)

Книга и фильм довольно тесно переплелись в моем восприятии, но если уж сама Анни Пру сказала, что фильм стал "мясом на скелете ее рассказа", то рассматривать эти две составляющие истории в совокупности вполне простительно. Итак, если бы я хотела описать Джека одной фразой то это были бы слова "надо что-то делать". Он весь в этом - сбежал из Лайтенинг Флэт, пытался добиться успеха в родео, был инициатором в отношениях с Энисом, первый сделал шаг к новой встрече после 4 лет разлуки, ушел из родео, когда понял, что это "не его", пытался убедить Эниса в возможности жить вдвоем, как мог помогал Лорин в бизнесе, искал удовлетворение своим сексуальным потребностям "на стороне", вызвал Эниса на последний серъёзный разговор - он всегда пытался разрешить стоящие перед ним проблемы.

IMHO Трагедия Джека не в его запретной с точки зрения общественной морали любви к Энису. Как раз эта сторона его личности не была для него сколь либо значимой проблемой - он "заварил" всю кашу в палатке, после расставания "объезжал не только быков", ездил в Мексику, пытался уговорить Эниса на совместную жизнь. Он сумел разобраться с собой и со своей личной гомофобией. То, что мешало ему жить - невозможность быть самим собой как раз рядом с тем, кого он любил, невозможность активного влияния на развитие их отношений. Он - осознанно или нет -выбрал путь "просто любить" Эниса таким, какой он есть, принес в жертву свою деятельную натуру, иными словами - ломал себя, поскольку пошел на это "ничегонеделание". 20 лет поездок на 1200 миль - та единственная ниточка, тот "короткий поводок", на котором держались все надежды Джека, то, что сделало вообще возможным встречи обоих в течение столь долгого времени. Только эти несколько часов езды на машине создавали для него самого иллюзию того, что он "что-то делает". Живи они рядом, Джек вполне вероятно не выдержал бы 20 лет секретности. Во что бы вылился его протест в этом случае - остается только гадать.

Последний разговор Эниса с Джеком... Это настолько мастерски проработанная сцена духовной смерти Джека! Поясню, что я имею в виду.

В один из вечеров их последней недели вдвоём он говорит Энису (по-моему в фильме эта фраза опущена): „…fuck-all has worked the way I wanted. Nothin never come to my hand the right way.“ (…хрен что работает, так, как мне хотелось. Ничто и никогда не получается у меня правильно.) Это - первый "звоночек", момент, когда Джек осознаёт полное крушение своей жизни, скажем так, "вокруг" Эниса - семейной, социальной, профессиональной, как отца, наконец. Но в этот момент он еще не потерял ту "соломинку", которая стоит для него всего остального - его любви к Энису.

Что происходит дальше? Тот самый последний разговор с Энисом, который не оставляет Джеку никаких иллюзий на будущее. Они высказывают друг другу все, что наболело, взаимные обиды и страхи – Джек даже признаётся в своих изменах. (Опять важно - если для Эниса связи Джека с другими мужчинами - трагедия в первую очередь потому, что это подтверждает его гомофобный ужас "быть, как эти парни", то для Джека - боль не в "неправильности" однополого секса как такового, а в том, что это - измена и он скрывал свои связи на стороне, боясь дать Энису понять, что их встреч один-два раза в год ему недостаточно). И хотя они оба понимают, что не в силах избавиться друг от друга (=разлюбить), в конце концов итог даже этой отчаянной попытки "что-то сделать" таков, что "Nothing ended, nothing begun, nothing resolved" (ничто не закончилось, ничто не началось, ничто не разрешилось). И если Энису эта агонизирующая стагнация отношений была каким-то образом ясна все 20 лет (он скорее сторонник стaбильности во всем - if you can't fix it you've got to stand it) то что есть для Джека, как человека действия, осознание того, что вся, абсолютно вся его жизнь была лишь иллюзией жизни, кружением на одном месте?

Здесь (и в книге, и в фильме) единственный раз мы видим отношения двоих глазами Джека: он вспоминает то давнее объятие в далёком 1963 году как единственный момент счастъя в их с Энисом жизнях. Тогда он был полон надежд, но уже понимал, что "Ennis would not then embrace him face to face because he did not want to see nor feel that it was Jack he held" (Энис не обнял бы его тогда лицом к лицу, потому что не хотел ни видеть, ни чувствовать, что это был Джек - тот, кого он обнимал). И вот после 20 лет нерегулярных встреч и единственного искреннего разговора Джеку остаётся лишь холодная и жестокая ясность того, что "they'd never got much farther than that" (им так и не удалось продвинуться намного дальше, чем тогда). Это для меня тот момент, когда Джек умер "в себе". У него не только не осталось ничего. Он вдруг предстал перед осознанием того, что ничего, кроме того лета на Горе, того единственного короткого момента счастья, у него и не было.

Нам-то как читателям и зрителям известна сила чувств Эниса к Джеку, но сам он всю жизнь вынужден был полагаться на свои собственные глаза и ощущения. И Анни Пру показала нам в этом коротком эпизоде, как и что именно Джек чувствовал. Если даже Энис не отдавал себе отчет в силе своей любви, то Джеку оставалось тем более лишь угадывать и надеяться. И вот Джек, 20 долгих лет веривший во что-то, пытавшийся довольствоваться той самой "бездеятельной" любовью по правилам Эниса, не нашедший абсолютно никакого применения столь близкому и понятному его натуре стремлению к ДЕЙСТВИЮ, "to fix it", остался один на один со своими разбитыми надеждами. С этого момента уже не важно, что стало с телом Джека - его сердце перестало биться, когда грузовик Эниса уехал обратно в Сигнал.

Мораль не всегда пользуется монтировкой, чтобы убить. И смерть - не всегда столь очевидна, как на похоронах. И Джек, и Энис ушли из жизни задолго до того, как их тела были оплаканы родственниками - с момента осознания бесцельности и бесперспективности своего существования друг без друга. Джек понял это после их последней и единственной ссоры, а Энис - потеряв Джека навсегда. И если Джек не долго был живым мертвецом (из-за монтировок ли, из-за взорвавшейся ли покрышки - существуют даже теории его самоубийства, что лично мне кажется неверным - в самоубийцах все-таки еще теплятся остатки жизни и боли, от которых они и уходят, для Джека же ИМХО все было кончено), то Энису осталось лишь доживать в трейлере. И пусть Джек пришел на его зов "я клянусь..." даже оттуда, откуда не возвращаются, но разве сны - равноценная замена жизни?
Tags: ,


  • 1
Написано очень хорошо.
Но я не согласен. Не было никакой духовной смерти Джека. Не было духовной смерти Энниса.
torqued things almost to where they had been, for what they'd said was no news. Nothing ended, nothing begun, nothing resolved.

Этот флэшбэк - воспоминание Джека - как раз говорит о том, что чтобы ни произошло, как бы они не ругались, какие бы проблемы их не скручивали, и пусть им никогда не суждено было бы жить вместе, и пусть они бы старели и иногда ругались и дальше, ничего бы не изменилось. Для Джека всегда все было бы так, как у того костра, когда Эннис обнял его так, как никто другой его не обнимал и обнимать не будет. Потому что не было и не существовало никого другого для Джека, кроме Энниса. И Джек бы ждал, ждал, сколь угодно долго, и лишь одно могло заставить его недождаться – физическая смерть.

Что же касается Энниса. Не хватило совсем немного времени до того, как Эннис бы согласился с Джеком. Может быть каких полгода, когда Альма младшая вышла бы замуж.

Если посмотреть правде в глаза, в жизни очень немногие люди могут сохранить свое чувство столь долго, и рано или поздно придти к осознанию того, что надо быть вместе, а не порознь, если любишь друг друга.

Спасибо. :)

В цитате - не забудь про almost. :)(Я думаю, можно на ты?)

Скажем так - ни Энис, ни Джек не являются супергероями. Они - прежде всего два человека. Их эмоциональное сосотояние в момент каждой встречи - на уровне постоянной дрожи и пробегающего электричества. Им не дано было испытать совместной рутины живущих вдвоём, когда даже самая сильная любовь "сбавляет обороты" и нервы не "зашкаливают". Их удел - летаргическое существование в течение 20 лет, полное тоски друг о друге (у Джека это "bad enough sometimes to make him whip babies", а у Эниса - "just a vague sense of getting shortchanged", перемежающееся "like someone was pulling his guts out hand over hand a yard at a time"). И яркими, почти непереносимыми по интенсивности чувств вспышками - пара недель в году, когда они вместе.

Сравнивать себя с героями худ. произведений - занятие неблагодарное, но я, испытав на себе всего лишь в течение полутора лет, что значит "жить пунктиром", даже представить себе боюсь, ЧТО творилось с душами этих двух мужчин к моменту 39-летия.

Мне ОЧЕНЬ хотелось бы верить в happy-end. Даже в возможный, воображаемый happy-end. Но именно для меня (я никого ни в чем не убеждаю) вся сила рассказа и фильма в том, что именно для Джека и Именно для Эниса - таких, какими их создала Анни Пру - этот проклятый, частный, маленький, никому не мешающий happy end был просто невозможен.

То есть, я, естественно, тоже думаю, что "вот если бы Джек" или "вот если бы Энис"... Казалось бы, столько возможностей и столько вариантов. Но вся ужасающая депрессивность истории - в ее жизненности. Мы ограничены не только обществом, главный наш друг и враг - мы сами. Джек и Энис (так, как я восприняла всю историю их отношений) не имели будущего. Не потому, что мало любили, или что-то упустили, или мало времени им было отпущено - они делали все, что было в их силах, то, что чувствовали они - именно это и называется любовью, а не дурацкая зависимость или собственнические инстинкты, принимаемыме столь многими за это чувство. Просто жизнь бывает жестокой. Неизвестно, чем она руководствуется, когда раздает happyendы...

Насчет "жить пунктиром". Опять- очень хорошо выразила словами сущность явления!
Я вот хорошо знаю, что такое жить пунктиром))) Поэтому хорошо могу представить, что у Джека стало с душой. Модно сказать- любовь умерла. Вернее не так, любовь не умерла, но душа высохла, просто нечем стало вмещать и ощущать любовь. А когда умирает и высыхает душа и ее главное свойство- вмещение любви- то как и чем жить? Ему уже было нечем и хорошо, что он ушел, его смерть- милость судьбы или бога.

Про смерть души, а не любви. Еще один кирпичик в описание Джека - именно любовь-то в нем и не умерла. И он это осознавал - let be, let be. Душа просто словно утекла по капле.
В моей любимой книге "Все люди - враги" Ричарда Олдингтона есть фраза "никогда нельзя узнать другого. Если любишь, можно только угадывать". Так вот это "угадывание", к сожалению, так часто не дотягивает до истины. В той сцене с объятием в отношении Джека используются слова "он думал", "он знал" - но это все было - лишь угадывание. Даже Энис не отдавал себе отчета, НАСКОЛЬКО Джек - его всё... OMG, об этом фильме и рассказе можно бесконечно думать! :)

Про его уход... Мне кажется, что он именно опустел внутренне. Из него как будто ушел Джек - его оптимизм, живость, вера. Не зря же говорят - надежда умирает последней. Вот в Джеке, ИМХО, надежда умерла. Осталась любовь - одинокая, потеряная, уставшая метаться - и оболочка тела, в которой эта любовь заперта...

almost - мы ведь знаем, что никогда ничего не остается точно так, как было раньше. Да, все же меняется, немного хотя бы. Но это и неплохо. Как вчера сказала моя коллега - тут главное, чтобы изменения в обоих людях проходили примерно на одном уровне и в одном направлении, тогда их не расшвыряет центробежной силой друг от друга.
Энис и Джек вскрыли нарыв, старый, назвали вещи своими именами - но они ведь и так это знали, только в слух не говорили, берегли друг друга. Но, если любишь - разве не простишь? Простишь.

Был и у меня "пунктирный" период. Может и еще будет. Но, пусть так, let be, чем никак. 39 лет тоже не предел, можно и в 50,60,,, оставаться молодым душой, если в твоей душе есть место жизни. Для себя они же не старели, как и никто для себя не стареет. И как бывает - думаешь - ну все уже было, и так и сяк, и вдруг опять случается это - открываешь для себя новое, и понимаешь, что ничего не сгорело, а только спало.

По поводу хэппиэнда. Да, как фильм нам показывает нет хэппиэнда. Или все же есть? Что такое хэппиэнд? может быть хэппиэнд - который не энд, это пока твоя душа живет, не опустились руки, даже если и нет больше с тобой твоего самого любимого человека. Да нет хэппиэндов, тех, что показывают в кино (но не в ВВМ). Хэппиэнд - вечная борьба, пока есть силы, пока незаволокло разум пеленой равнодушия - столь и продолжается жизнь, столь в ней есть место счастью.
Еще же есть дочь, или сын, или друг, или просто кто-то, для которого ты можешь сделать что-то хорошее, помочь кому-то. Да, это конечно, не личное счастье, такое как могло быть у Эниса и Джека (и все же - было), но это и не пустота, не белое безмолвие умершей души.

И да, главный наш враг - мы сами. Наши страхи не дают нам жить. Не дали они и Энису и Джеку жить вместе, а не вдали друг от друга. Никогда никого не стану осуждать за выбор, подразумевая малодушие или боязнь, но, все же, черт возьми, пока сам за себя не возьмешься - ничего, ровным счетом ничего не произойдет. Никакой добрый волшебник в виде парламентария с законом, регулирующим твою жизнь, или еще какого деда Мороза-волшебника за тебя ничего не сделает. Можно при этом и погибнуть, можно...

Согласна абсолютна с тем, что ты пишешь про хэппиэнды - именно так, пока живешь и не опустились руки. И, действительно, лучше страдать от чувств, чем жить, этих чувств боясь. Мне кажется, что многие, очень многие люди не понимают, что прячась от сильных эмоций, боясь обжечься, испытать боль, они тем самым прячутся и от самого большого счастья. Нельзя чувствовать избирательно, философия "или пан, или пропал" - философия чувств. Либо ты открыт всему, и у тебя есть шанс это все получить, либо ты закрываешься от мира - но тогда не стоит сетовать на скуку и пустоту в жизни...

Главный редактор одного из именитых российсих глянцев на вопрос, что для нее есть несчастье, ответила "знать, что ты был счастлив в прошлом". Мне кажется, что как раз наоборот. Знать, что ты был счастлив в прошлом - этого уже достаточно, чтобы просто жить. Как там дальше сложится - никто знает.

Поэтому мне история BBM кажется такой жестокой и в то же время светлой. Бог ты мой, проводить одну-две недели в год в течение 20 лет с тем, кого любишь - это же и есть счастье! За это потом и умереть не страшно.


Добавить нечего. Ты сказала ровно то, о чем думал и я :)

Твое понимание характера и духовной эволюции Джека мне очень близко. Ты нашла хорошие слова- духовная смерть. Я писала тоже об этом , но по другому, я это назвала- забвение себя. Человек может долго ждать, когда в душе живет надежда. Но ожидание и тепрение- всегда имеют свой предел. Иногда пределы терпения- даже больше земной жизни. Но чаще- короче. Джек жил надеждой и терпением почти 20 лет.
А потом- не осталось ничего. Когда у человека не остается надежды - он забывает себя, умирает, остается только механическое функционирование, иногда с проблесками бездеятельных снов- воспоминаний, как это сталось с Эннисом.

Selma, спасибо, что вспомнила мой вопрос насчет Джека на экслере.)))
Мнетот фильм тоже заставил поразмышлять о многом, и совсем не внешней истории любви и взаимоотношений.

Как мы пересекаемся с надеждой! Я сначала ответила на комментарий выше, а потом прочитала этот. =)

Ага,пересеклись)).Но я не очень хорошо умею выражать мысли. Чукча- читатель))) Вот насчет любви. Она и ушла и не ушла. Любовь конкретная к Эннису и любовь вообще, земная, как отражение абсолютной божественной любви- не ушла.
Просто, как ты говоришь "оболочка", душа от бесплодности и безадежности так изменилась, что не может уже больше этой любви вместить. А, раз любви не в тебе, ее нет и вообще.
Как-то так)))
Практически- все образы в этом фильме пережили смерть или невмещение любви. Но только для Джека духовная смерть оказалось равна смерти физической.
А остальные- продолжили функционирование по разным причинам. Пути Альмы и Лорин меня тоже сильно затронули. Пожалуй, больше всех Лорин.

Я как-то не сосредотачивалась на Альме и Лорин. То есть, мне объективно понятно, что эти женщины тоже не были счастливы, но у них, на мой взгляд, такая "бытовая несчастность". Быть замужем за тем, ктотебя не любит. Понятно, конечно, что страдания каждого человека индивидуальны. Но мне просто лень размышлять на эту тему. ) ИМХО они не любили своих мужей так, как их мужья любили друг друга (ндааа... звучит...), поэтому у них, кончно, тоже все грустно, но для меня лично их проблемы лежат несколько в другой сфере - когда выходишь замуж не по Большой Любви, то может случиться все, что угодно...

Лорин, кстати, для меня вообще загадка. Я настолько "не-Лорин", что вообще не могу представить себе, чем она в жизни руководствовалась... Интересно было бы твое мнение.

Еще классный ресурс - www.davecullen.com/forum. Там ТАКИЕ дискуссии разворачиваются - не оторваться. Очень много различных мнений, я только 2 темы осилила, да и то не до конца.))))

  • 1