Сахиб (__s_a_h_i_b__) wrote,
Сахиб
__s_a_h_i_b__

Калга – 2015: от Энгозера до Калгалакшской губы и обратно.

ЧАСТЬ 2
Единым текстом ЖЖ загрузить весь текст не позволяет, попробую в два приема.

Первый порог
День третий. 26 июля 2015
Битва с кашей. Первый порог. Первый глинтвейн.

Наутро после портвейна вспоминаю длинный, несмешной, но очень верный анекдот. Просыпается Змей Горыныч утром, вчера две головы квасили, а похмелье у всех трех. Но в холодильнике баночка пива заначена на опохмел.

Привет, Горыныч!

Горыныч собирает все силы и героическим усилием сваливается с кровати. Доползает до кухни, берется за ручку холодильника – и тут звонок в дверь. От этого звука – набат по всем трем черепам. Одна из голов приходит в себя, командует рукам распахнуть холодильник, схватить банку… А она такая холодная-холодная, даже лапам приятно…
И тут снова в дверь звонят, уже подольше. Горыныча плющит. Но он собирается, подцепляет когтем открывашку банки… Звук такой приятный, пшшшш! Прямо в душу звук западает… Одна голова подносит банку к пасти…
Тут в дверь звонят в третий раз и не отнимают пальца от звонка. Горыныч чертыхается, откладывает банку в сторону, открывает дверь. А там стоит Иван Царевич и выпаливает скороговоркой: "ИродПроклятыйГадПолзучийВыходиБитьсяБудем!" Раз мечом-кладенцом – и сносит среднюю, непьющую голову. Две других переглядываются и одна и говорит: "Ну не идиот ли?"

Половина команды  чувствовует себя как тот Горыныч. Я как два Горыныча. Вот только голову сносить нам некому: все окрестные команды давным-давно снялись и ушли занимать хорошие стоянки. На часах 11 с лишним.

А мы, вся мужская часть коллектива, принимаемся варить манную кашу. Сначала получается манный суп с клецками. Досыпаем еще крупы – он превращается в белую грязь. Наконец вливаем втрое больше крупы, чем по рецепту, и вроде каша походит на кашу.

Пока парни готовят, девушки открыли парикмахерскую

В 16 часов встаем на воду.

Долго гребем по озеру и спокойной воде в начале реки. Никита и Леша меняются на время байдарками – Ира устала грести, и решено посадить к ней человека покрупнее и помощнее. Никита вытягивает, но сильно жалуется, что под попой что-то постоянно вибрирует. Грешим на лешин сотовый в гермомешке. Но непонятно, почему колебания меняют частоту. В итоге виноватой оказывается обвязка. Под напором воды она вибрирует как струна, а когда нос задирается на волне, меняет частоту.

Калга рекламируется как река для новичков – мол, препятствия идут по нарастающей, люди учатся по ходу дела. Только забывают упомянуть, что начинается все с полного ахтунга – порога через старую лесовозную дорогу.

Просмотр первого порога

Нагоняем катамараны и байды с детьми. Это товарищи киляют в пороге "Маринку". А наши молодцы, все пошли и прошли. Позже выяснилось, правда: киляние никто кроме меня не видел. И никто не знал, что можно было обнести.

Решаем дальше не плыть. На озере Песчаном очень милый песчаный пляж. Жаль только, что все места для стоянки рядом с ним загажены местными, а сам пляж шириной в три метра: с одной стороны его подпирает озеро, с другой – болото. Так что встаем чуть подальше от пляжа, на северном берегу. На часах 19. Девчонки жарят маршмеллоу, переводим "Вранац" на глинтвейн и наслаждаемся жизнью.

В качестве фото прошу винить глинтвейн

Первый киль
День четвертый. 27 июля 2015.

Девчонки спят вдвоем в палатке, я бобылем, парни в по идее оккупировали трехместную. Второе утро подряд обнаруживаю, с утра Юру, спящего на улице. То ли его ночью выгоняют из трешки, то ли с вечера самого начала не пускают. Юра храбрится, что это его выбор – мол, любит спать на свежем воздухе. Дождь его быстро вылечит от этой любви.

Дождь начинается ровно в тот момент, когда мы отчаливаем - в 13-30. По большому счету, он не прекратится до конца похода. Так, иногда будет делать редкие антракты.

Начало понедельника выдается бодрым. На первом же легком и коротком перекате Леша с Ирой три раза садятся на брюхо. Леша не торопясь вылезает, благославляя болотные сапоги, и сталкивает судно.

До свидания, мой ласковый мишка!

кстати, на следующей фотографии месть каркасников:

В самом конце второго переката Юра с Алей киляются.

Вот они плавают

Киляются очень обидно. Поздравляют друг друга с прохождение порога и тут оказывается, что на сладкое в нем есть еще обливняк. На который они вылезают, как Т-34 на постамент. Расслабляются – и на них сзади наносит Лешу с Ирой, которые идут лагом. После этого Леша с Ирой выправляются и спокойно выходят из порога. А Юра с Алей выплывают кверху брюхом. Но Леша тоже наказан: вылезая из лодки, черпает воды своим болотниками и весь остаток пути мило хлюпает.

Похоже, это тенденция. На простых порогах ребята садятся, киляются и плавают задом наперед. А сложные проходят без особых проблем. Первый из трех сложных порогов Калги, Утюг, покорен всеми филигранно.

При входе в порог я, как всегда, падаю на колени

Сегодня вообще богатый на события день. На каком-то из перекатов Юра с Алей вылезают на камень и упускают байдарку. На другом пороге они снова садятся, Никита решает вплавь провести их байдарку и отходит на добрых полпереката назад. После чего тоже садится намертво, зато в другом месте. Пока снимается, упускает весло. Хорошо, через полтора метра оно застревает.

К вечеру доходим до Поригозера и, ура, лучшая стоянка на острове напротив выхода оказывается свободна. И снова квест "разожги костер", и снова дождь, и снова мы расползаемся по палаткам. Перед моей, правда, собирается огромная лужа. Приходится рыть отводные каналы веслом и топором.

Огонь - и часу не прошло!

Дождь, однако

Грива
День пятый. 28 июля.

После завтрака умыкаю у кого-то пенку и иду тупить с видом на озеро, пока остальные собираются.

Меня уговаривают сделать a la инстаграмовскую фотку завтрака. Пришлось заодно снять инстаграмовскую фотку ног. Внизу даже песочный пляж. Но мелкий.

А вот местное туристическое творчество

Выходим ближе к пяти. Подходим к порогу Грива, одному из самых интересных на реке. Если верить глазам, то он единственное препятствие между двух озер. А если верить лоции, то на него приходится все 7 метров падения.

Знак - дальше серьезный порог

Мы спорим, стоит ли срубить ряд деревьев, в которые можно влететь при прохождении. "Мы тоже об этом думали, но это неспортивно!" - говорят ребята на катамаране и байдарках с детьми. Они проходят порог перед нами. Мы же решаем, что люди важнее спорта. Тем более что другая команда обнесла все каркасные байды.

Проходим Гриву на "отлично". Правда, Юра с Алей в конце едут задом наперед. Никита ломает кильсон. А Леша так быстро ломанулся в порог, что я даже до места съемки не успел добежать.

Пока просматриваем порог, проходим и так далее, уже 11 ночи. Занимаем стоянку у выхода, на другом берегу – команда с детьми. Около часа ночи ложимся.

Угадайте, сколько туристов хватит для попила одного бревна?

Какие-то мышки грустно скребут пластиковый контейнер, где я храню личную заначку сухарей. Встаскиваю почти всю снарягу в палатку. До байдарки, в которой остался запас командной еды, бежать лень. Завтра проверим, не зря ли.

Первый нормальный день
День шестой. 29 июля 2015

Мышки герму с командной едой не погрызли. В награду за хорошее поведение оставляю им манки (да-да, мы все еще довариваем ее и доедаем!).
Утром встаю раньше всех. Купаюсь в Гриве в чем мать родила, пользуясь случаем. Но мужик из лагеря напротив, кажись, меня запаливает. Из лагеря он с пустым каном выходит, а до реки не доходит, сгинув где-то в деревьях у леса.
Местные пейзажи – как в какой-нибудь Хоббитании.  А у нас – свой собственный хоббит.

Каждый день Никита снимает с себя еще один предмет одежды. Сегодня заключаем пари: следующим будет спасжилет или шорты? Никита отбивается, что так теплее: кожа сохнет быстрее куртки.
Но сегодняшний день не его, а день Иры. Она все жаловалась, что руки устают при гребле. Поэтому время от времени Леша греб в одиночку. А тут Иру сажают в преддверии больших озер вместо мягкосердечного Леши с немилосердным полуголым Никитой, и Ира втягивается. Гребет до вечера. Посмотрим, что будет у нее с руками завтра.

Это даже не порог Варацкий, а перекатик. Но динамика та же

Порог Варацкий, названий в честь погибшего здесь в июле 1981 года туриста, по давней традиции пролетаем без осмотра. Все проходят без проблем. Но по устоявшейся традиции почти все садятся на одиноком обливняке посреди спокойной реки. Юра-Аля опять же по традиции мастерски выходят из одного из порожков задом.
У Леши байда продралась и несмотря на все проклейки он медленно, печально и постоянно погружается в воду.
Стоит туман, берега у озер тонут в дымке, мешая ориентироваться. Один раз, думая, что вошли в реку и сейчас будет порог, обплываем вокруг острова.
Встаем между последним озером на маршруте и морем. Лоция обещает стоянку на красивом скальнике. Подплывая, чуем дым. У туристов это считается плохой приметой, особенно если место под стоянку только одно. Тем более сунулись мы из озера в реку не от хорошей жизни. Под конец Калги все стоянки забиты. Похоже, люди удивительно быстро пролетели маршрут, сами себе поразились и затеяли дневки, пока что-нибудь не треснет.

Народное творчество на стоянке, которая была занята

Это, кстати, особенность Калги. Вначале плетешься, как черепаха, а потом пролетаешь какие-то невменяемые расстояния в сутки.
Мы находим пятачок под лагерь рядом с красивым скальником. Не ленюсь, бегу по течению до следующего препятствия и мест для стоянки не нахожу вообще. Позже практика подтвердит, что до самого моря осталось всего две хороших стоянки.
Пока бегал, мучался вопросом: кто же проложил все эти тропинки вдоль реки? Хочется думать, что зайцы натоптали.
Вышли в три дня, встаем почти в 21. Получается нормальный 6-часовой ходовой день. Так эту главу и назовем: нормальный ходовой день.
Вечером варим глин по непривычной для меня технологии. Сначала фрукты, в том числе яблоки и изюм, заливают водой и кипятят с сахаром до получения сиропа . Затем уже наливают вина.
Палатка плохо продувается. От духоты приоткрываю молнию на щелочку. За ночь комаров пять-шесть просекают эту фишку и ужинают. Правда, утром эти умники скатываются в рулон вместе с палаткой.
Сегодня опрыскал вход антикомарином. Как ни странно, помогает.

Остров, помеченный крестиком
День седьмой, 30 июля 2015

Ура, я не одинок в купаниях. Моим примером соблазняется Юра.

Утро вообще удается, Вылезаешь из палатки, а тут...

В 14-30 выходим, заодно починив у Леши стрингер – отвалился курок. Спасает ситуацию чудом затесавшийся в нашу компанию гвоздь и топор, послуживший молотком.
Сегодня у нас последнее серьезное препятствие на реке – порог Офицерский. От страха заставляю всех высадиться за 100 метров от какого-то мелкого переката, продраться сквозь болото и его отсмотреть. Оказывается не Офицерским, но хорошо, что посмотрели: прямо над струей нависает береза.
Аля выбрала себе характерную фразу на этот поход. Вот она: "А давайте супчика?"

Просмотр порога - люди как-то погрустнели

Демотиватор на пороге Офицерский

Ровно посередине Офицерского лежит демотиватор: чья-то шкура. Но проходим его хорошо, только все (вроде все?) получают по корме камнем. Сильно и как минимум один раз.

Обедаем в гостях. Наши соседи по прошлой стоянке встают не доходя до поселка на месте, называемом Белым камнем.

Это единственное место, где не болото и нет рядом дороги. Мы присоседиваемся к ним обедать, нас угощают кипятком и знакомят с собакой-дворянином. Родословная этой вот псины известна лучше, чем у любого из собравшихся здесь – аж с позапрошлого века.
В 19 часов отплываем от Калгалакши. На выходе, по традиции, кто-то опять сумел сесть на камни в простейшем перекате. Вот здесь,

Мобильник в Калгалакше берет на одном месте - ступенях крыльца дома возле моста. При условии, если трубку направить в верную сторону, иметь Мегафон и немалую долю удачи. К тому времени, как выпытали это у местных, я заматываю мобилу в 10 слоев скотча: готовлюсь плыть по нему как по джипиэс.

Наша персональная дырка в небе

Выходим в море, оно приветствует хорошей (по местным меркам) погодой. То есть дождь идет везде, кроме того места, где мы, и над головой у нас кусок синего неба. Оказалось, реклама и замануха. Дождь как начался в тот же день, так по большому счету не прекращался. Тучи съели все небо еще раньше.

Решаем, куда плыть

В 21 час добираемся до места дневки. Сначала хотим на самый крайний остров в губе. Потом смотрим на небо, на волны и расстояние и встаем за один до него. Если нас запрет штормом, отсюда еще есть шанс выбраться, прикрываясь другими островами и берегом.
Наш остров помечен крестиком и на карте, и в реале.

По прибытии распугиваем местных креветок. Они темные и мелкие.

А теперь в масштабе

Вещи носим метров на 10 дальше, чем могли бы: прибыли в разгар отлива.

Строим из камней стенку для очага, чтобы его не сдувало ветром, как во время майского похода по Кавказу.

Очередная попытка развести костер

В палатку к девчонкам всю ночь скреблась мышка. Пара раз, правда, вместо нее поскреблись мы. Но остальное время - мышь. Честное слово.

День восьмой, 31 июля 2015

Сегодня у нас полный расслаблон – дневка, и делай что хочешь с утра до вечера. Точнее, утром мы традиционный час разжигаем костер, но потом – расслабление.

Остров оказывается раем для всех. Я обнаруживаю что-то вроде природной ванны в скальнике и купаюсь в ней в прилив. В отлив пешком хожу на соседний остров, где спуск к воде удобнее. Ира восхищенно таскает грибы со всего острова

. Мы их даже приготовили

Аля мягко спит на мху так сладко, что даже Ира соблазняется ее примером.

Юра наконец-то решил проблему с дровами – здесь их куча.

Никита настроил систему стока с тента дождевой воды в кан.

Леша тщательно скрыл, что ему понравилось на острове, но выглядел довольным.

Видели гнездо утки, собирали украденные и выеденные чайками яйца. Я съездил ради интереса на рыбалку, добыл горку водорослей и даже видел страдающего от одиночества малька.

Меня всегда поражают эти цветы, которые в отлив на суше, а в прилив цветут под водой

Под вечер ребята устраивают увлеченный спор, где больше Ph – в кислоте или щелочи. Точно никто не помнит, доказывают косвенно, но без рукоприкладства. Вот это я понимаю, команда.

"В море – значит, в море"
День восьмой, 1 августа 2015

День антистапеля - Ира капитанит

Сегодня из Калгалакши нас забирает водитель. Если договариваться у станции, просят 1000 руб. за человека. Если в самой Калгалакше сказать, что тебя заберут, там сразу предлагают скидку - требуют по 800 с рыла. Иначе, наоборот, задирают ставки.
До поселка долетаем меньше, чем за два часа. Договариваемся, что нас пустят в клуб греться-собираться за 500 руб. со всех (для этого достаточно у любого местного спросить, где завклубом).

Местный клуб

Только расположились – в клуб заглядывает семья байдарочников - папа, мама и дочка лет 20. Им еще 4 дня до выброски. "А может, тут устроимся, в баню сходим..."- заикаются женщины. "Нет уж, в море - значит, в море! " - отвечает отец. И они уходят.

А мы даже не успеваем разжечь печку: приезжает наш водитель. То ли он напутал, то ли пожадничал, но две группы наложились  по времени. Этот наивный человек пытается забрать нас пораньше на два часа. У него почти получается – мы собираемся аж на 20 минут раньше запланированного.

В поезде опять оказываемся соседями команды с детьми. Лодки, положенные на полки через проход (традиционная "крыша" водников в плацкарте), устраивают дождь по всему вагону. Старшая проводница затевает бурный публичный разнос вагонным проводницам на тему "где билеты на байдарки? Вообще не пущать надо было без них!". Девочек жалко, приходится вмешаться и забубнить начальницу до полусмерти: мол, касса в Энгозере не работала, из Москвы багажный билет купить нельзя, если вас возьмут за горло, мы же с пониманием, в Петрозаводске или Свири сбегаем до кассы, и вообще все байдарки укладываются по трем измерениями в 180 см, а 30 кг отродясь не весили…
В общем, на обратном пути багажных билетов никто так и не купил.