Leo Nocturchenko (__nocturne) wrote,
Leo Nocturchenko
__nocturne

Category:

Старинные карты

gerb_kh_gubern


Это не в честь наступления года коня, хотя я вас всех, конечно поздравляю с этим. Это - старый герб харьковской губернии.

Давно хотел в одном посте собрать интересные карты, которые накопил. Тут карты разного времени и масштаба, но с окрестностями Харькова. Начнем в хронологическом порядке, хотя самые интересные карты - не в начале. По каждой карте я даю свои короткие заметки - это всякие мелочи и не очень, которые привлекли мое внимание в процессе рассматривания. Интересность текста - субъективная, мой глаз больше тянет туда где больше нравится катать на велике. Потому стягивайте карты, рассматривайте. Если есть ошибки с датировкой карт или другие - фидбек приветствуется.

(по кликам на все картинки - можно скачать полные версии)
Карта 1787 года

kh_1787


- Оформлена очень по-хипстерски
- В названии слово "Губерская", с потерянной "н"?
- Там же, "Харьковскаго наместничества" - просто для сравнения с другими названиями потом
- Белгородской дороги нет еще (да и не будет долго), есть только дороги на север через Липцы, и через Золочев. Но есть "Рус Лозовая" на реке, название которой прочитать тяжело, но там тоже написано "Лозовая"
- Рогань - отдельное село на дороге к Чугуеву, ближе даже к Чугуеву
- Есть что-то типа схемы города внизу с набросками интересных зданий и их перечислением
- В остальном скудная, да и качество снимка не очень. Только названия интересно почитать
- "Церкуны"


Карта 1788 года

kh_1788


- Качество еще хуже, просто ужас. Но лучше версии этой карты пока не нашел
- Название "Карта Харьковскаго Уезда"
- С трудом, но можно прочитать название реки Харьковъ
- Все еще "Церкуны"


Карта 1793 года

kh_1793_kh


- "Харьковскаго наместничества"
- Внизу обозначены крепости Украинской Оборонительной Линии!
    - Свят. Анны
    - Орловская
    - Прасковейская
    - Ефремовская
    - Алексеевская
    - Михайловская
    - Слободская
    - Тамбовская
    - Петровская
- Похоже в 1793-м в каком-то виде они еще существовали. Последние 5 из них мы навестили когда-то в покатушке: http://users.livejournal.com/__nocturne/131995.html


Карта 1793 года

kh_1793


- "Воронежскаго наместничества", а Харьков - в уголке
- Дорог не обозначено вокруг Харькова, только реки: "Харьковъ", "Уды", между ними - неподписанная Лопань, а еще "Северной Донецъ"
- Обозначена Тамбоская крепость
- "Купенскъ"


Карта 1794 года

kh_1794


- "Харьковскаго наместничества"
- Красивый рисунок в углу, современный герб на щите и довольный солдатик, потирающий рог изобилия
- Крепости Украинской Оборонительной Линии - все на месте. Кроме того еще и сама линия обозначена более четкой двойной линией
- Нанесена река "Лозова", текущая от "Руское Лозово", через "Черкаска Лозова" в реку Лопань.
- Стрелечья записана как "Стреляча", Борщевая как "Борщево", Введенка как "Веденское"
- Бабаи - "Бобань"
- Из руссколозовского леса, со стороны Русской лозовой, в р. Харьков впадает река "Очеретянка". Протекает она там, где сейчас поселок Жуковского, от нее осталось похоже только название озерца Очерет. Выше по течению - она образует так называемое трехозерье, возле которого сейчас зоопарк им. Фельдмана
- Река "Можь" - нынешняя Мжа
- Диспропорция, Белгород сильно далеко от Харькова и сильно близко к Волчанску. Используя линейку на карте - от Харькова до Белгорода получается по прямой 85 верст = 90 километров. В реальности по прямой - чуть больше 70 километров
- На север от Харькова - село "Алексеево", похоже ставшее Алексеевкой
- Река "Муром" - там где сейчас Муромское водохранилище (река тоже еще на месте), чуть ниже - хутор "Вялой" - там где сейчас запруднено Вяловское водохранилище. Правда кажется должен быть пониже немного, он вплотную слишком к реке Муром нарисован
- Некоторые населенные пункты обозначены странным значком - то ли фонарик, то ли висилица, и подписаны как: "Озерянская Пус", "Пуст Аркадiевская". На этой карте не понятно, но на другой увидел расшифровку как "Монастырь и Пустынь"


Карта 1808 года

kh_1808


- "Губ: Полтавская Харьковская и Екатеринославская"
- Есть "Безлюдовка", "Липцы", "Терновая", а вот Чугуева - нет, совсем нет, даже следа. Как и Золочева
- Сильно повернут север. При этом Расположение некоторых пунктов - мягко говоря не верно, даже учитывая такой наклон севера
- Все еще "Северной Донецъ", причем течет он в "Донецкъ", который справа (но последнее вобщем-то нормально, учитвая наклон севера). Правда теперешнего Донецка или Юзовки - тогда еще не было, и что это за Донецкъ - не ясно. В теперешний Донецк, речка С.Донец не течет в любом случае, а сильно восточнее него уходит, за Луганском и там впадает в Дон
- Дорога от Харькова на север - исключительно через Липцы. Ну оно и не удивительно, Золочева-то нет


Карта 1821 года

kh_1821


- "Генеральная Карта Харьковской Губернiи"
- Шикарное качество, и названия пробудлированы латиницей (по видимому, под французский косили)
- "Thcougouew" - мало того, что он тут есть, в отличие от прошлой карты, так на французском выглядит как!
- Деркачи (на первых тоже были)
- Около Салтова - "Северной Донецъ", а около Савинцев - уже "Северный Донецъ", внизу - еще раз "Северной"
- Река "Oudy"
- "Безлюдов" - "Beslioudow", "Рогань" - "Rogagne". Фобщем французский - это праздник, который всегда с тобой. И еще "Isioum"
- "Белой Колодезъ"
- Никаких водохранилищ - ни Печенежского, ни Травянского, ни рогозянского, собственно и не будет на этих картах, это только аж советы все реки запрудили
- Река Мжа стала уже "Межь"
- "Купянскъ" - уже привычное написание по сравнению с 1793-м годом
- Есть крепости Украинской Оборонительной Линии. И даже есть подпись "бывшая украинская линiя". Крепости обозначены звездочками, но не все, есть только:
    - Парасковейская
    - Михайловская
    - Слободская
    - Тамбовская (нарисована там, где должна быть Петровская)
- От Липцев к Волчанску идет крупная уездная дорога, в отличие от мелких на Салтов и Чугуев


Карта 1843 года

kh_1843


- "Карта Харьковской Губернiи. Разделенная по управленiю Государственными Имуществами на 11 Округовъ" - имущества множественного числа, респект
- Неплохое качество, цвет, но детализация невысокая
- "Цыркуны", именно с "ы"
- "Коннозаводскiя земли", "Салтово"
- Многие населенные пункты - написаны с маленькой буквы: "деркачи", "тишки"
- Серерский Донец - внезапно не затекает к Чугуеву, а сразу на Змиев течет
- А к Змиеву - вплотную расположено "васищево" и тоже с маленькой буквы. Правда около самого Харькова - есть еще одно "Васищево"
- Возле Люботина странные населенные пункты: "Огуль" и "Орды", которые должны быть Огульцами и Ордынкой, и на прошлой карте нормально прописаны
- Река Уды - жирно так нарисована до Харькова. Но кажется не вытекает. Ну и правильно, ей-то надо рядом с Чугуевом впадать в С.Донец, а там нет С.Донца и близко судя по этой карте
- С.Донцу и еще досталось - его просто нет на участке от Змиева до Изюма
- Село "Лопань" - находится в истоке реки Уды, хотя река Лопань - даже прорисована чуть восточнее
- Вобщем, "землемер Грибовский" номинируется на приз за самое небрежное составление карты


Карта 1868 года

kh_1868


- Появилась белгородская дорога. И сразу же обозначена жирнее липецкой
- Очень детальная, но к сожелению только на северо-запад от Харькова
- "Саржин Яръ" - отдельный населенный пункт
- "Циркуны" - наконец через "и" начали писать
- "Русское-Лозовое", река уже "Лозовенька", а не Лозова как в одной из прошлых карт
- Куряжанка обозначена "Куряжъ", рядом - "Сиполицовка", это наверное Солоницевка. Также есть "Бабай"
- Под Семеновкой и Лужком - внезапно, "Марiуполь"
- "Лизогубка" - Лизогубовка нынче
- На месте Вяловского водохранилища - "Вялый", уже нормально расположен
- Между "Борщевое" и "Липцы" находится село "Калупаевка", советами повидимому переименованное в Октябрьское
- Большие и Малые Проходы обозначены как "Б. Проходцы" и "М. Проходцы"
- Чуть дальше по дороге от Новой Водолаги - "Жидовъ Рогъ"


Карта 1869 года

kh_1869


- Тоже очень детальная, включает схематическое обозначение рельефа
- Пунктирной линией похоже обозначена железная дорога
- Тоже тьма населенных пунктов, все и не прочтешь. Правда, шрифт местами плохо читаем
- "Марiуполь" - на месте. Причем на месте где сейчас село Караван
- Рельеф передан достаточно точно. Можно взглянуть на окрестности Семеновки, Полевой, и сравнить с рельефом на гугле: https://goo.gl/maps/QkCS7
- Караванские озера - в яру Полтавском, за Семеновкой вниз - яр Долгий (по нему я когда-то продирался, заболочен, заросш, летом делать нечего). Этот яр переходит в яр "Куряжъ", и выходит в селу "Куряжъ"
- От Полевой в сторону дергачей - балка "Дуброваха", сейчас дамбами запруднена и там красивейшие озера: http://users.livejournal.com/__nocturne/113582.html
- Есть "Урочище Городище Донецкое", где и должно быть, возле Жихоря
- Тимченки - "Темченковъ"
- Там где сейчас Высокий и Южный, обозначена "Балка Кременная", упирающаяся в "Комаровку". По балке уже тогда шла железная дорога, одна из первых через Харьков. Сейчас села Комаровки нет, но там есть ж/д станция "Комаровка"
- Вобщем много ковырять можно, обозначено огромное количество балок и яров, чуть менее чем все, похоже


Карта 1871 года

kh_1871


- Крупномасштабная очень
- Жирно обозначены железные дороги, стали похоже основными путями, также точками обозначены станции
- Появилась "Казачья Лопань"
- "Дергачи" перестали быть Деркачами
- Стало видно, что "Екатеринославъ" - это нынешний Днепропетровск. Донецка не отмечено вовсе, тогда он только 2 года как начался поселком Юзовка. Того что мелькал в карте 1808 года - не видно тоже


Карта 1890 года. Одна и та же карта в потрепанном варианте с какими-то цветными пометками:

kh_1890_1



И та же карта, но чистая:

kh_1890_1_no_rails


- На потертой, темные жирные линии - пути ж/д
- Дорога через Липцы - уже еле обозначена, повидимому белгородский тракт более удобен оказался
- Река Харьков подписана "Харьковка"
- Примерно там, где нынче Огурцово - какое-то "Графское"
- "Мал. Проходцы", но "Бол. Проходы"
- Названия уже совсем все как современные, за отдельными мелочами


Еще одна карта 1890 года

kh_1890_2


- Яркая, очень плотно зарисованная, из-за этого плохо читаемая
- Черкасская Лозовая сокращена до "Черкасское", Савинцы - "Савицы"
- Балаклея - не нанесена, хотя речьки Балаклейки есть
- Нанесены линии высоты, но мало, не очень информативно
- На картах до этого тоже мелькало, но тут хорошо видно что написано именно это - село "Воровое", между Мерефой и Мохначем. Вот уж наверное райончик был .)
- Старица выпала за границу Харьковской губернии. По этой границе сейчас и с Россией граница проходит, но Старица у нас, тьфу-тьфу-тьфу
- "Казачья Лопань" - закрепилось уже, похоже
- Под Белым Колодцем - замечена "Котовка"

Карта 1913 года

kh_1913


- Ничего не видно, только большие жирные ж/д пути


На последок еще 2 ништяка:

Археологическая карта Харьковской губернии

kh_arkheo


- Архив со всеми кусками этой карты: https://dl.dropboxusercontent.com/u/734611/bagaley.zip


Карта Меркатора 1554 года. Ну чисто Средиземье. Попробуйте найти Харьков, хе-хе-хе .)

russia


Фуух, ну вроде пока все выложил что есть.


И еще раз, с наступающим Новым Годом!
Tags: карты, что у него внутри
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments